Как и где правильно хранить велосипед зимой
Как и где правильно хранить велосипед зимой?
9 минут Автор: Михаил Скворцов 2221
- Подготовка к зимней спячке
- Худшие места для хранения
- Хорошие места для хранения
- Лучшие места для хранения
- Частичная разборка велосипеда
- Комментарии
Уже в ноябре становится трудно кататься на велосипеде в областях с умеренным климатом. Целый день держится мороз, высыпает много снега, часто дует сильный ветер. Любители велосипедных прогулок, конечно же, не рады приходу холодов. Большинство велосипедистов в России пользуются своим легким и удобным транспортом только, пока на улице не ляжет снег. Немногие из них отважатся на зимнюю поездку. Хранение велосипеда зимой – это не одно и то же, что закинуть его подальше, абы не мешал.
Сезонное хранение велосипедов – тщательная подготовка
Опытные велосипедисты знают не понаслышке, что велосипед, долгое время просто стоящий без дела, может износиться так, что потом подготовить его к постоянной езде будет затратным и по деньгам, и по времени.
Сезонное хранение велосипедов не должно подразумевать под собой только факт того, что им перестали пользоваться. Надо вело транспорту провести полное техобслуживание.
Если будет грамотно технически проведена подготовка его к хранению, то даже если он будет находиться в не совсем правильном месте, например, на открытом балконе, то это ему особенно не навредит.
Вы хотите, чтобы зимнее хранение велосипедов было грамотным? Значит надо очень внимательно его осмотреть. Если какие-то детали требуют замены, то не надо это откладывать до весны. Ваш транспорт должен быть абсолютно чистым, поэтому вымыть его и сменить смазку будет первоочередной задачей, но можно также и провести малярные работы – покрасить те части велосипеда, которые подверглись коррозии.
Антикоррозийная смазка должна быть у каждого велосипедиста. Чтобы во время хранения влага не оказала негативное воздействие, надо все части транспорта, особенно хромированные, протереть промасленной ветошью. Уделите больше времени смазыванию цепи и переборке подшипников. Тросики тормозов стоит приспустить. Передний переключатель должен быть выставлен на первую звезду, задний переключатель – на самую малую.
Как хранить велосипед зимой лучше? От того, будет он стоять или висеть, зависят некоторые нюансы во время хранения:
- Чтобы покрышки не растрескались, надо их смазать глицерином, который продается в аптеках. Шины надо приспустить.
- Если велосипед будет стоять, то в обязательном порядке надо будет периодически их прокручивать, чтобы точка соприкосновения резины с полом постоянно изменялась.
Узлы, которые требуют подготовки к хранению
Практически каждый узел велосипеда можно подготовить к длинной зимовке. Для этого необходимо ослабить нагрузку на стягивающие детали и элементы, смазать резиновые и металлические поверхности.
Цепь и звездочки
В идеале цепь необходимо снять, очистить от грязи и поместить в керосиновую или масляную ванну. Легко демонтировать звездочки не получится, поэтому они просто моются теплой водой, после чего смазываются.
Передний и задний переключатель
Металлические части очищаются от грязи и пыли, после чего обильно смазываются водоотталкивающим средством. Чтобы снизить растяжение тросиков, положение переключателей переводится на самые маленькие звезды спереди и сзади.
Обода и покрышки
Они не требуют специальной подготовки, но о том, как правильно хранить велосипед зимой с неснятыми колесами, следует позаботиться заранее. Поскольку при длинной стоянке ниппель будет потихоньку пропускать воздух. Камеры будут сдуваться и на покрышке стоящего велосипеда отпечатается неровность. Желательно перед консервацией довести давление до нормального для этой модели. Некоторые рекомендации советуют довести давление до половинного и периодически подкачивать. Однако практика показывает, что повседневные заботы отвлекут от зимнего ухода. Также не имеет смысла разбортировать колеса, алюминиевым ободам зима не навредит.
Тормозная система
Гидравлические тормоза не боятся холода. В них залита незамерзающая жидкость, которой не страшна низкая температура. За состояние тормозных дисков тоже беспокоиться не стоит, тем более ни в ком случае не стоит наносить на них смазку.
V-брейки готовятся к зиме за считанные секунды – потребуется только расстегнуть крепление над колесом, чтобы ослабить натяжение тросов.
Вилка
Тем, кто продолжает катание в холодное время года, известен эффект снижения эффективности амортизации. Масло и смазка густеют, амортизатор становится жестким. Но в остальном состояние вилки не вызывает опасений, изнутри она покрыта надежным масляным слоем.
Седло
Кожаные седла перед консервацией смазывают небольшим количеством масла или специального состава на основе пчелиного воска. Причем смазку необходимо проводить как с наружной, так и с внутренней стороны. А вот кожезаменитель и пластик ухода не требует.
Не стоит прислушиваться к совету «слегка смазать масляной тряпкой всю поверхность рамы». Для карбона это рекомендация бессмысленна, железо сохраняется под лакокрасочным покрытием. Если взять алюминиевые конструкции, то все еще проще. Например, Titan Bike сделан из алюминия 6061, который применяется в авиастроении. Кто-то видел крашеный самолет? При контакте с воздухом алюминий создает тончайшую оксидную пленку, которая предохраняет от окисления.
Место хранения велосипеда должно отвечать следующим условиям:
- Обеспечить простой и быстрый доступ к байку в случае необходимости.
- Велосипед не должен отнимать слишком много жизненного пространства у людей, не мешать на проходе и не пачкать место хранения.
- Байк не должен находиться под прямыми солнечными лучами, так как это плохо влияет на краску и лак, которыми покрыты детали велосипеда, на его пластмассовые и резиновые части (например, пыльники, сальники).
- Желательно, чтобы температура в помещении, где хранится байк, была как минимум выше +5 градусов.
- Отсутствие перепадов температур. От него резиновые и пластмассовые детали теряют эластичность и механические свойства. Так же это приводит к появлению влажности.
- Не находится возле отопительных приборов – повышенная температура плохо скажется на покрышках, резиновых уплотнителях и т.п.
- Отсутствие повышенной влажности и воздействия воды. Особенно это касается подвалов и балконов.
Выбор места для хранения
Главный враг любой металлической конструкции, в том числе и окрашенной, – влажность. На втором месте – перепады температур (провоцирующие образование конденсата, неизбежным последствием которого становится та же разрушительная для металла влага). Поэтому места типа: незастекленного балкона, сарая, подвала и неотапливаемого гаража – нужно исключить безо всяких компромиссов в духе «а если мы завернем в старое покрывало, а сверху укроем пленочкой…».
Лестничные площадки в подъездах, равно как и колясочные/сушильные лоджии общего пользования – тоже не вариант. Правда, можно обратиться к чиновникам из ТСЖ или УК и поинтересоваться, есть ли на техническом этаже или чердаке служебная подсобка или другое помещение, подходящее для коллективного хранения велосипедов. Если такового и нет, возможно, они вам подскажут, как решить эту проблему.
В крайнем случае, к которому обычно прибегают профессиональные райдеры и особо заботливые хозяева, можно воспользоваться услугами специализированных сервисов хранения или обогреваемых парковок – где вам за соответствующую плату предложат либо отдельный бокс, либо место в помещении, специально оборудованном для хранения велосипедов. Альтернатива – аренда теплого гаража в складчину.
И все же самым популярным и безопасным местом для зимней «стоянки» двухколесного спутника остается квартира. Если ваше жилище большой площади и с современной планировкой, то оптимальным вариантом станет покупка специальной мебели для велосипедов – это, как правило, либо компактный шкаф с несколькими полками под аксессуары, либо эргономичный стеллаж, куда помимо байка можно вместить еще массу домашних мелочей.
Существенно больше сложностей вызывает попытка оставить велосипед на зиму в маленькой квартире. Тем не менее, если подойти к этому с изрядной долей благоразумия, фантазии и смекалки, все затруднения можно разрешить (причем не нанеся существенного ущерба интерьеру).
Итак, несколько оптимальных способов размещения байка в квартире:
- Закрытая лоджия или застекленный балкон – здесь можно разместить велосипед даже в неразобранном виде (но обязательно подготовленным к длительному простою), надев на колеса влагонепроницаемые бахилы или поместив весь байк в специальный «велоносок» (такой чехол можно купить в специализированных магазинах или изготовить самостоятельно из прорезиненной ткани или укрывного брезента (он несколько тоньше палаточного) – учтите, что в самодельном чехле нужно предусмотреть наличие ручек или петель, необходимых как для переноски, так и для подвешивания);
- Если ширина лоджии/балкона очень мала, то можно расположить велосипед под потолком или подвесить на настенных креплениях (за колеса, седло и руль – подвешивать нельзя!);
- В самой квартире – это может быть прихожая, кладовка, гардеробная и даже санузел (но не ванная!). Возможно, в вашей квартире найдется пара «мертвых зон» – то есть неиспользуемых мест – обычно это пространство между верхней стенкой шкафа или антресоли и потолком, зазоры или ниши между диваном и стеной, за шкафом, за/под кроватью, между дверью и стеной… Если таковых нет или пространства в них недостаточно, то можно обеспечить комфортное для велосипеда и безопасное для домочадцев размещение на полу, стене или потолке.
Главное при размещении двухколесного друга в квартире – это надежный, удобный и эстетичный крепеж, который может быть как самодельным, так и фабричного изготовления. Выбор будет зависеть от места и способа размещения – это могут быть крючки, вешалки, кронштейны, стойки, корзины, полки, подвесные стеллажи, роликовые подвесы.
Весьма популярны (в силу своей доступности и эргономичности) у отечественных райдеров, приспособления для крепления велосипеда марки «Cyclos» (они компактны, эстетичны и представлены в различных вариантах – для горизонтального или вертикального размещения, или даже под нужным вам углом).
Подбирая крепеж, учитывайте «форс-мажоры» и сразу добавляйте к расчетному весу лишние 5 кг – для взрослых моделей со стандартным оснащением заявленная «мощность» крепления должна быть не менее 20 кг.
Помимо этого, когда дойдет до монтирования крепежа, не забудьте оставить 15-25 свободных сантиметров между полом/стеной и колесами, чтобы можно было без помех делать уборку.
Как сделать велосипед компактным на время хранения?
Сделать велосипед более компактным можно с помощью:
- разборки на крупные детали: снимаются руль и колеса;
- снятия переднего колеса и крыла;
- снятия седла и подседельного штыря;
- разворота руля на 90 градусов;
- уборки деталей из шатунов и их установка таким образом, чтобы они смотрели во внутрь.
Благодаря проделанным действиям, велобайк можно держать в специальном чехле или на вешалках.
Использование вешалок, которые крепятся саморезами, имеет несколько плюсов:
- значительно экономится пространство;
- они дешевые и компактные;
- их легко прикрепить;
- велосипед защищен от влаги, которая скапливается на полу.
Как хранить велосипед в квартире с удобством и безопасностью
Безусловно, это зависит от габаритов помещения. Часто для хранения железного друга выбирается балкон или лоджия. Помните, что байку противопоказаны перепады температур и повышенная влажность. Мы предлагаем альтернативные способы размещения велосипеда в квартире:
- прихожая. Если позволяет место – просто найдите для педального друга уголок и поставьте возле стены. Если же площадь прихожей мала – можно приделать на стену пару крючков и подвесить байк. Данное место наиболее удобно с точки зрения гигиены;
- кладовая или ниша-гардеробная – удачный вариант для хранения велосипеда, только не забывайте мыть колеса после каждого катания, иначе можете запачкать прочие вещи;
- санузел – вариант удобен из гигиенических соображений, ведь не придется тащить тяжелый байк в другую комнату после мытья.
Иногда крепления для велосипеда приделываются на стену спальни или гостиной. Всё зависит от габаритов помещения. Для удобства можно использовать крепление в виде полочки – оно красивое и высокофункциональное.
Последствия хранения
При правильной консервации двухколёсного транспорта можно избежать влияния на него негативных последствий погодных условий, которые могут стать причиной поломки, которая потребует ремонта транспортного средства. Но следует знать, к чему может привести зимовка велосипеда без его подготовки.
- При резких перепадах температуры портится качество резины. Из-за этого её износ увеличивается в несколько раз.
- Рама, выполненная из стали, имеет свойство накапливать конденсат внутри трубы. Это приведёт к появлению коррозии и, возможно, возникновению гнили.
- Потеря свойств смазки. Перед сезоном придётся полностью менять смазочную жидкость.
На видео подробнее показано, к чему может привести ситуация, когда вы неправильно подготовите свое транспортное средство к хранению.
Зачем консервировать велосипед
Несмотря на “каламбурность” данного вопроса, для многих вело-байкеров кажется странным, зачем необходимо готовить свой двухколесник к особому хранению зимой?
Не достаточно ли просто подыскать для него подходящее сухое место в гараже или на балконе, позабыв о нем до наступления нового потепления? Опытные велосипедисты с уверенностью ответят что? безусловно, этого недостаточно.
Все дело в том, что сам по себе современный велосипед представляет достаточно сложное сочетание различных запчастей, состоящих в свою очередь из различных материалов — резины, пластика, металла (преимущественно железа, алюминия и титана, иногда карбона).
Все они между собой взаимодействуют, и в результате трения, изнашиваются, покрываются грязью, коррозией.
Все это может дать знать о себе по весне — заедающие тормоза, спускающие колеса, скрипы в конструкции во время хода и плохой, порой даже, “отвратительный” накат.
Дабы не встать в новом сезоне перед необходимостью капитального ремонта, следует прежде всего, подготовить транспортное средство на зимнее хранение.
В этом случае, существуют два варианта — в комнатных условиях, то есть в квартире, в комнате, порой на потолке, зачастую в коридоре. Другой — в сухих условиях, но на морозе — в гараже, балконе, складе и т.д.
Каждое место требует учета собственной специфики хранения.
Также следует обратить внимание на узловые части, которые следует предварительно обработать.
Чтобы помочь лучше подготовиться к предстоящей вело-зимовке, мы собрали 5 самых действенных правил, с подробными советами, описывающими их.
Здесь почерпнут много полезного как новички, так и опытные катальщики, которые смогут разобраться во многих нюансах правильной консервации.
Правило 1. Правильно подберите место хранения
Порой это важнее, чем собственно приготовление. Если это гараж или подвал — он должен быть сухим, балкон — застекленным. В комнатных условиях можно снять колеса, сложив их куда-то компактно вместе с рамой.
Например мы, в нашем прокате велосипедов , каждую зиму увозим все наши байки на теплый отапливаемый склад, предварительно тщательно моем и смазываем.
Порой, жилплощадь позволяет хранить в коридоре, однако самый ходовой вариант в нашей стране — вместе с закатками, отправить “на антресоли” (что подчас подразумевает хранение на морозе).
В любом случае, это следует учитывать, как и то, что на балконах у нас часто хранятся овощи.
Они также могут стать причиной избыточной влажности.
Иными словами: рядом с двумя мешками картошки лучше байк не хранить зимой.
Насколько реально вредны морозы и влажность? Эти факторы не в лучшую сторону сказываются на внешнем состоянии, вплоть до того что краска может потускнеть или облупиться.
Влажность вредит также цепи и подшипникам, в то время как солнечный свет и мороз — эластичным деталям.
Рассчитывая использовать ту же резину и в будущем, на морозном балконе или в железном гараже лучше оставить только руль и раму. Остальные детали — колеса, цепь, педали, и даже седло с грипсами, храните в тепле.
Стальные рамы лучше смазывать маслом, там, где присутствуют неокрашенные части и царапины, а руль следует повернуть вдоль рамы.
В случае с квартирой или комнатой, наиболее эргономичное решение представляет хранение в подвешенном состоянии.
В данном случае существуют три варианта:
- Крюк или кронштейн, лучше два. Стоит очень дешево, можно сделать все самостоятельно.
- Рога, на которые можно повесить раму велосипеда. Обычно такие рога рассчитаны на большую грузоподъемность, и в случае чего на них можно подвесить и два байка. Продаются в специализированных магазинах.
- Подвесить на потолок. Вариант подойдет для людей небольшого роста, которым подвешенный на потолок велик будет совершенно не мешать. Главный недостаток таких систем подвешивания — ограниченная грузоподъемность до 20 кг (все зависит от качества монтажа и крепости потолка).
Ну и в довершении темы, следует отметить существование еще одной альтернативы — поставить велик вверх ногами, на сиденье и руль, лишив колеса какой либо нагрузки!
Если есть возможность — храните так, и проще и дешевле.
Правило 2. Ходовая часть — самая уязвимая
Самый уязвимый узел — колеса, покрышки и камера.
Если они не старые, зимой, в комнатных условиях с ними ничего не случится. Если камеры старые — они просто спустят от возраста, но ничего критичного в этом не будет.
Как уже было отмечено, хранение в холодном и морозном помещении требует определенных специфических нюансов. При минусовой температуре, резина ведет себя иначе чем в теплое время года, становится тверже и сжимается.
Так что если спущенные шины после такого хранения надуть по максимуму весной, камера просто может лопнуть.
Порой страдает и покрышка, которая может значительно искривиться, не желая принимать правильную форму.
Поэтому следует запомнить две главные вещи:
- Перед накачиванием после долгого хранения, обязательно прогрейте колеса!
- Никогда не храните велосипед со спущенными колесами под нагрузкой (тогда он не деформируется и не идет трещинами). Также не стоит при хранении на морозе накачивать покрышки “до звона”, ведь это тоже может вызвать в дальнейшем появление трещин. Лучше всего оставить колеса в полуспущенном состоянии.
Правило 3. Рама — основа основ
Рама — довольно необычная деталь, которая, по сути, является основной и самим велосипедом. Руль, колеса, цепи, тормоза и педали всегда можно поменять, а вот с рамой меняется и весь байк… Вот почему к этой детали следует относится особо бережно.
Если вы обладатель велика с железной рамой, то сразу же после помывки его следует сразу же тщательно высушить.
Железные рамы ржавеют быстрее всех и полностью. Менее подвержены коррозии карбоновые рамы. Следует оберегать от того чтобы вода попадала внутрь труб, так как там нет лако-декоративного слоя, и скорее всего они будут разрушаться от воздействия воды.
Третий вид материалов в современных велосипедах самый распространенный — это алюминий, и различные сплавы из него. Такие рамы абсолютно не страдают от влажности и не образуют коррозии.
Впрочем, каждому приятно иметь чистый и сухой байк, так что не забывайте его промывать и чистить, независимо из какого материала сделана рама.
Правило 4. Узловые части — берегите от коррозионно-жировой напасти!
Тросики брейковых или тросики механических дисковых тормозов, а также тросики переключения скоростей есть смысл смазать обычным хозяйственно-бытовым маслом (можно найти в магазинах).
Наносить такое масло следует исключительно на чистые и сухие тросики.
Масло имеет меньшую плотность воды, и та ее просто вытеснит. С другой стороны — если тросы проржавеют, они перестанут выполнять свою функцию переключения и торможения, так как перестанут разжиматься в обратном положении.
Как подготовить тросики для зимовки
Для этого следует открутить тормозной винт и достать со стороны винта тросик через рубашку полностью.
Затем следует вымыть, обезжирить и высушить тросик. Можно наносить масло, для которого используется также и шприц.
Цепь обрабатывается немного иначе, но практически по тому же принципу. Она чиститься либо вручную щеткой, либо специальной машинкой. Обрабатывают велосипедные цепи либо простым машинным маслом, либо специальной полимерной смазкой из тефлона.
Чистую и смазанную цепь лучше хранить, сняв с велосипеда до весны. Не используйте для этого смазки типа “WD” так как они достаточно легко смываются.
Первое время такая смазка, конечно поможет, но все лишь один дождь смоет все покрытие. Не следует использовать и слишком густые смазки, которые будут собирать в себя грязь (например “Литол”).
После определенного времени, такая смазка превратиться просто в абразив, который просто “съест” звезды и цепь.
Используйте лучше специально предназначенную для этого смазку, которую к слову можно найти в любом автомобильном магазине (графитовая либо тефлоновая). При консервировании на зиму используется больше смазки, чем использовалось бы при катании.
Помимо цепи не забудьте почистить и смазать звезды — еще один элемент, а именно педальные узлы.
Дисковые тормоза вообще не рекомендуется смазывать.
И конечно же не забудьте про задний и передний суппорты, которые к слову как раз отлично смазывать “WD”. Ну подытожив можно сказать что смазывайте всегда гуще и плотнее — от этого хуже деталям никогда не бывало!
Правило 5. Умейте ждать
Это весьма немаловажный навык при консервировании велосипеда на зиму, так как зачастую, многие, особо нетерпеливые райдеры начинают сезон слишком рано.
От календарных дат один сезон не схож с другим, но критерий его начало всегда один и тот — необходимо чтобы была установлена сухая плюсовая погода (если на улице всего 5 градусов, но уже достаточно сухо, можно попробовать и расчехлить двухколесник).
Зимой велосипедисту тоже есть чем заняться — подготовить велосипед к зимовке не такое уж и простое занятие.
К тому есть время для продумывания новых маршрутов и велопутешествий, которые откроют новые чудеса и виды уже в будущем сезоне. Просто надо запастись терпением и бережно относится к собственному двухколеснику. Удачи!