Типы запорной арматуры
Типы запорной арматуры
Запорная арматура — это один из наиболее распространённых видов трубопроводной арматуры и предназначается для перекрытия потока рабочей среды с определённой герметичностью. По подсчётам экспертов, количество запорной арматуры составляет около 80% от общего количества применяемой трубопроводной арматуры. В результате проведённых археологических раскопок было установлено, что человек использовал запорную арматуру уже белее 5 тыс. лет назад. В древних египетских манускриптах найдена информация об организации водоснабжения и использовании при этом поворотных и дисковых клапанов. При более внимательном исследовании области применения запорной арматуры и определённой доли допущения, можно увидеть принципы её работы даже у человека и у животных: с помощью так называемой «живой запорной арматуры» перекрывается поток жидкости, удаляемой из организма.
К запорной арматуре, в зависимости от конструктивного исполнения, относятся краны, клапаны, задвижки и дисковые затворы. Иногда ошибочно термин клапан заменяют термином вентиль — это неправильно и в серьёзной технической литературе такая замена не допускается. Также необходимо отметить, что согласно ГОСТ Р 52720-2007 2007 «Арматура трубопроводная. Термины и определения» не рекомендуется употреблять термины заслонка; поворотный затвор; герметический клапан; гермоклапан вместо термина дисковый затвор.
Краном называют тип трубопроводной арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент, имеющий форму тела вращения или его части, поворачивается вокруг собственной оси. Краны изготавливают из металлов и их сплавов или из пластика. Краны бывают неполнопроходными и полнопроходными. В неполнопроходных кранах диаметр внутреннего отверстия меньше диаметра трубы, к которой он присоединяется, а в полнопроходных кранах эти диаметры совпадают.
Одним из современных и самых прогрессивных типов кранов является, так называемый шаровой кран, который находит всё более широкое применение в разнообразных областях техники и в быту. Конструкция шарового крана достаточно простая и известна уже более 100 лет. Однако, первоначально она не получила такого широкого распространения, как сейчас, из-за невозможности обеспечить надёжное перекрытие потока рабочей среды. Позже появились новые материалы, которые позволили гарантировать надёжность перекрытия потока рабочей среды и существенно снизить усилия, требующиеся для управления краном. В шаровых кранах перекрытие потока рабочей среды осуществляется вращающейся пробкой сферической формы, внутри которой имеется сквозное отверстие. В зависимости от решаемой задачи, при повороте сферы на 90о происходит либо полное перекрытие потока рабочей среды, либо полное открытие этого потока. Возможны промежуточные положения сферы. В этом случае шаровой кран выступает в качестве регулятора потока рабочей среды. Шаровые краны, несомненно, обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами кранов. К таким достоинствам можно отнести:
- простоту и надёжность конструкции;
- высокую герметичность;
- относительно небольшие размеры;
- простую форму проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
- удобное управление;
- малое время и незначительные усилия, необходимые для поворота.
Конструктивные отличия
Часто можно встретить словосочетание «вентильная задвижка». Но на самом деле между задвижкой и вентилем существует разница в конструкции и принципе работы запорного элемента. Так, в задвижке в большинстве случаев просвет трубопровода перекрывается клином, который перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды. А у вентиля затвор выполнен в виде конуса или диска (золотника), движущегося параллельно потоку. При закрывании вентиля затвор перемещается против потока среды, при открывании – наоборот.
Чтобы любой механизм перекрывания трубопровода срабатывал, необходимо соответствующее строение корпуса арматуры. У задвижки корпус цилиндрический, среда движется через него прямо. Когда устройство открыто, для потока может стать небольшим препятствием сужение просвета и наличие в нем уплотнительных колец (они обеспечивают плотное прилегание клина, когда задвижку закрывают). Такая конструкция отличается малым гидравлическим сопротивлением.
У вентиля корпус гораздо сложнее. В нем поток среды делает два последовательных поворота под прямым углом. Это создает большое сопротивление при поднятом затворе и существенно снижает скорость потока. Но при закрывании и открывании запорного клапана затвор перемещается лишь на 0,25 Ду, а у задвижек его необходимо переместить на полный диаметр. Из-за этого у задвижек гораздо большая строительная высота.
Кратко основные конструктивные особенности задвижки и вентиля приведены в таблице:
Конструктив | Задвижка | Вентиль |
---|---|---|
Строение корпуса | Корпус простой цилиндрический (полнопроходный либо суженный), поток среды движется прямо | Корпус со сложной внутренней конструкцией, благодаря которой поток дважды поворачивает на 90° |
Затвор | Клин, шибер | Золотник, конусообразный затвор |
Направление движения запирающего элемента | Перпендикулярно потоку | Параллельно потоку |
Виды присоединений к трубопроводу | Фланцевое, муфтовое, под приварку | |
Способы управления | Ручное (маховиком), с применением механического редуктора, приводных механизмов (усилие передается на затвор через резьбовую пару) |
Функциональные различия: преимущества и недостатки
Чем отличается задвижка от вентиля в плане эксплуатации? Начнем с того, что у этих двух видов арматуры есть много общего:
- Разнообразие материальных исполнений. Это позволяет подобрать задвижку или вентиль для любой рабочей среды.
- И задвижки, и запорные клапаны выпускаются с разными способами присоединения к трубопроводу. Их удобно монтировать в систему.
- Оба типа устройств обеспечивают высокую герметичность перекрывания. Они используются только для полного перекрывания потока и не могут служить регулирующей арматурой (кроме специальных моделей).
При этом у задвижек и вентилей есть свои плюсы и минусы. Для наглядности мы собрали их в таблицу:
Задвижка | Вентиль |
---|---|
– Большой ход затвора для полного открытия (1 номинальный диаметр), следовательно, для открытия и закрытия задвижки нужно много времени | + Малый ход затвора для полного открытия (до 0,25 номинального диаметра), поэтому вентиль можно открыть или закрыть быстрее, чем задвижку |
+ Малое гидравлическое сопротивление (у полнопроходных задвижек оно практически отсутствует) | – Высокое гидравлическое сопротивление из-за сложной конструкции корпуса |
+ Отсутствие застойных зон, что позволяет использовать задвижки с густыми, вязкими, загрязненными средами | – Наличие застойных зон в конструкции запорного клапана ограничивает область его применения, так как с некоторыми средами такая особенность может стать причиной ускоренной коррозии |
– Сложнее обеспечить высокую герметичность перекрывания при изготовлении арматуры | + Проще обеспечить требуемую герметичность затвора |
– Трение при закрытии и открытии затвора постепенно приводит к износу уплотнительных поверхностей клина и корпуса | + При посадке затвора в седло трение практически отсутствует |
– Для уплотнения задвижек по отношению к внешней среде используются сальники | + Возможно сальниковое или сильфонное уплотнение |
– Задвижки устанавливаются только на прямых участках трубопровода | + Существуют проходные и угловые запорные клапаны. Угловые можно устанавливать в местах поворота трубопроводов на 90° |
– Направление движения среды при установке не имеет значения | + При монтаже следует устанавливать арматуру так, чтобы стрелка на корпусе совпадала с направлением потока среды |
+ Возможность применения задвижек на трубопроводах с большими Ду. При диаметре свыше 30 мм они работают эффективнее, чем клапаны | – Ограничение по диаметру (при большом условном диаметре работа вентиля сильно усложняется, мощный поток среды мешает правильной посадке затвора в седло) |
– Большая строительная высота и масса | + Малая строительная высота, меньшая, чем у задвижки масса |
+ Малая строительная длина | – Строительная длина примерно в 1,5 раза больше, чем у задвижки аналогичного Ду |
Таким образом, между вентилем и задвижкой есть принципиальные различия, которые влияют на область их применения и процесс эксплуатации.
Чем отличается затвор от задвижки?
Рассмотрев отличия между задвижками и вентилями, стоит упомянуть и затворы. Нередко их путают с однодисковыми задвижками из-за похожей формы запорного элемента. Между тем, они отличаются принципиально.
В то время как в задвижке запирающий диск опускается и поднимается, двигаясь перпендикулярно потоку, в затворе он всегда находится в просвете трубопровода и движется только вокруг своей оси. В открытом виде диск затвора поворачивается параллельно движению потока, а в закрытом – встает перпендикулярно трубе, перекрывая ее. Как и задвижки, затворы практически не создают гидравлического сопротивления. Но они отличаются еще более простой конструкцией, меньшей строительной длиной и небольшой высотой. Кроме того, затворы можно использовать в качестве регулирующих устройств.
Хотите уточнить, какая арматура лучше подойдет ля вашего трубопровода, и сразу заказать ее по выгодной цене? Обращайтесь в «Компанию Север». Звоните, консультируйтесь или оформляйте заказ прямо из каталога. Мы поможем подобрать нужные устройства и доставим их в любую точку страны.
Устройство
Все запорные устройства имеют похожую конструкцию. Это закрытый герметичный корпус, в котором размещен узел запорной арматуры. В корпусе чаще всего имеется два (в ряде случаев больше) конца, посредством которых он плотно прикрепляется к трубопроводу. Назначение запорного узла — герметичное разделение трубопроводной системы на части. В его составе имеются седло и запорный орган, постоянно соприкасающиеся по уплотнительным поверхностям.
Краны
Краны служат для установки на трубопроводах с водяными, паровыми и газовыми носителями. Они характеризуются компактными размерами (1-9 кг) и небольшим сопротивлением. Диаметр крана может быть от 1 до 3 дюймов. Наиболее распространены такие виды кранов, как шаровой и пробковый. В соответствии с методом герметизации они бывают сальниковыми и натяжными.
Соединение крана с трубопроводом происходит при помощи фланца, муфты или путем приваривания к нему. На газовых трубопроводах используются газовые муфтовые краны. Материалом для них служит чугун. Чтобы обеспечить соединение трубопровода с краном, требуется резьбовая муфта. Газовые краны предназначены для работы в условиях давления 0.1 Мпа и температуры до 50 °С.
Более высокие нагрузки выдерживают сальниковые муфтовые краны. Они обслуживают нефтепроводы и водопроводы, основные их детали изготавливаются из чугуна. При этом чугунный сальник набивают резиной или пенькой. Такие краны способны работать при давлениях до 1 Мпа и выдерживают температуры до 100 °С.
Самые малые размеры имеют шаровые краны. Это оборудование славится высоким качеством работы, что предопределило его использование в трубопроводах большого диаметра. Изготавливают их из чугуна, а уплотнительные кольца состоят из фторопласта-4. Рабочие параметры шаровых кранов соответствуют характеристикам сальниковых муфтовых кранов.
С помощью фланцев присоединяются к трубопроводам фланцевые стальные краны. Если кран имеет большие размеры, он снабжается червячным редуктором. Для регулировки потока в таком кране служит маховик. Это оборудование применяется на газопроводах, работающих в диапазоне температур от -40 °C до +70 °С. Подобные краны монтируют только вертикально. Управление может быть как дистанционное, так и посредством маховика.
Запорные клапаны
Клапаны играют важнейшую роль в большом количестве регуляторов трубопроводных сетей. Это самая распространенная запорная арматура. Что это такое, можно увидеть на картинке.
Это детали, у которых есть затвор, имеющий вид тарелки конусной или плоской формы, который двигается параллельно оси уплотнительной поверхности седла корпуса возвратно-поступательно или по дуге.
Вентиль — разновидность клапана, перемещение затвора которого осуществляется посредством резьбовой пары.
Наиболее распространены запорные вентили, устанавливаемые на трубопроводы. Регулировка в них происходит в ручном режиме с использованием маховика или дистанционно с помощью электропривода.
Прочность уплотнения обеспечивается кольцами, изготовленными из кожи, резины или фторопласта-4. Запорные вентили используются в трубопроводах, рабочей средой которых являются воздух, пар или вода. Для соединения с трубой применяется резьбовая муфта. Для заполнения сальника используется асбестовая набивка АП-31 – шнур из сплетенных асбестовых нитей с антифрикционной пропиткой.
В водопроводах с температурой воды менее 50 °С устанавливают запорные вентили муфтовые. Это оборудование способно работать в любом положении. При этом вода поступает под золотник. Корпус устройства чугунный, прокладки — паронитовые, уплотнительное кольцо сделано из кожи, а набивка сальников — асбестовая.
В трубопроводах для транспортировки воздуха или воды среда прогревается до температуры +45 °С. В таких инженерных сетях допустимо применение в запорной арматуре электромагнитного привода. Он рассчитан на работу при температурах до +50 °С. Направлен он должен быть вверх. Корпус устройства – чугунный. При этом золотник и крышка изготавливаются из стали. Такой вентиль управляется как вручную, так и дистанционно.
Заслонки
Заслонки предназначены для применения на трубопроводах большого диаметра. Их устанавливают в системах кондиционирования и вентиляции при небольших давлениях и невысоких требованиях к герметичности.
В зависимости от количества применяемых пластин заслонки бывают одинарными и многостворчатыми. Для жидкостных сред заслонки практически не применяются, поскольку не могут в достаточной мере обеспечить герметичность перекрытия прохода. Для газов дроссельные заслонки применяют довольно часто. Этому способствует простота и надежность конструкции. Назначение дроссельных заслонок — регулирование и отключение расхода.
Кроме простого устройства и управления, они имеют сравнительно невысокую цену и небольшой вес. Возможно оборудование заслонок гидроприводом, пневмоприводом или электроприводом.
На трубах, транспортирующих воду, ставятся бесфланцевые заслонки давлением 1,0 МПа. Уплотнение происходит посредством резинового кольца, устанавливаемого в канавке диска. Корпус изделия состоит из чугуна, а поворотный вал сделан из стали.
Заслонки, управляемые посредством электропривода, монтируют электроприводом вверх. При этом приводной вал располагается вертикально. Заслонки, которые управляются вручную, можно устанавливать в любом положении.
Соединение заслонок с трубопроводом происходит посредством фланцев. Другим способом соединения является сварка. Рабочее давление заслонок — 1 Мпа. Управлять ими можно с помощью электропривода.
Диаметр арматуры, использующей такой электропривод, составляет от 200-1200 мм. Их мощность достигает 5 кВт. Время, которое затрачивается заслонкой на открытие или закрытие, составляет примерно полторы минуты.
Затворы
Затвор поворотный дисковый необходим для того, чтобы регулировать давление и расход среды. Рабочей средой для затвора являются вода и газ. Они работают при давлении 1.6 Мпа и температуре от -15 °C до 200 °C.
Затвор поворотный дисковый принадлежит к запорно-регулирующей арматуре. Находясь в закрытом положении, он дает возможность добиться герметичности. Достоинством затвора является его малая строительная длина и высота. Изделие применяется в системах отопления, водоснабжения и пищевой промышленности.
Задвижки
В инженерных сетях ставится и другая запорная арматура. Что это такое «задвижки» – один из видов трубопроводной арматуры?
Задвижка — представитель запорной арматуры, имеющий затвор в форме клина, диска или листа, который движется вдоль уплотняющих колец седла корпуса. Поток среды при этом перпендикулярен ходу затвора. Диаметр уплотнительных колец может быть меньше диаметра трубы, а может быть равен ему. В первом случае задвижки называются суженными, во втором – проходными.
В соответствии с формой затвора задвижки делят на параллельные и клиновые.
Эти изделия используются на технологических линиях и магистральных трубопроводах. Шпиндель в задвижках может быть невыдвижным или выдвижным. Чтобы закрыть или открыть проход, шпинделю приходится делать достаточно много оборотов. Поэтому подобные задвижки снабжают электроприводом для дистанционного управления. Клиновые задвижки имеют невыдвижной шпиндель из чугуна. Их давление составляет 0,25 МПа. Диаметр арматуры — от 800 до 2000 мм, масса достигает 14 тн.
Преимущества задвижек:
- не требуется преодолевать давление рабочей среды при движении рабочего органа;
- прямой поток среды, позволяющий минимизировать сопротивление в открытом состоянии;
- симметричность конструкции.
Недостатки задвижек:
- сильное трение при движении рабочего органа задвижки;
- большая строительная высота из-за того, что шток должен выдвигаться минимум на два диаметра трубы;
- высокий износ затвора в промежуточном положении.
К трубе задвижки присоединяются при помощи фланцев. Большая часть деталей – чугунная. Материал прокладки – паронит, набивка сальника — асбест.
Трубопроводы, транспортирующие топливный газ с температурным режимом до 100 °С, используют двухдисковые клиновые задвижки чугунные. Они имеют невыдвижной шпиндель и рабочее давление 0,6 МПа. Предусматривают только ручное управление.
Аналогичные двухдисковые задвижки, но с выдвижным шпинделем ставятся на трубопроводы с коксовым газом. Они рассчитаны на работу при давлении 1,8 МПа и температуре 200 °С.
На нефтепроводы и маслопроводы устанавливаются сварные клиновые задвижки из стали. В их конструкции используется выдвижной шпиндель и патрубки. Максимальная температура среды для этих задвижек составляет 250 °С. Материалом всех деталей задвижки служит углеродистая сталь.
Агрессивные среды
Запорные приспособления, которые работают в условиях воздействия агрессивных сред, выбираются в зависимости от характеристик среды. В расчет принимается срок эксплуатации, герметичность, надежность и другие параметры, которыми обладает запорная арматура. Что это такое — запорное оборудование для агрессивных сред?
Вентили используются в агрессивных средах чаще всего. У таких изделий седло и золотник надежно сопрягаются, что позволяет избежать трения. На смену узлам сальников пришли сильфонные узлы. Недостатком такого вентиля является увеличенное гидравлическое трение.
В жидких средах используются муфтовые вентили из латуни, рассчитанные на рабочее давление 1,6 МПа. Такой вентиль присоединяется к трубопроводу посредством резьбовой муфты.
В паропроводах при давлении 1 МПа и температурах меньше 50 °С в вентилях используется латунное уплотнительное кольцо. Подобное кольцо на золотнике сделано резиновым или кожаным.
Сильфонные вентили, выполненные из стали, стойкой к коррозии, используются при температуре среды до 350 °С. Фланцевые фарфоровые вентили имеют корпус, изготовленный из фарфора.
Ремонт
Неисправности трубопроводной арматуры чреваты многими проблемами для эксплуатирующих предприятий. Нередко они не в состоянии перекрыть участок сети, который подвергся аварии. Неслучайно ремонт запорной арматуры, сделанный вовремя, помогает предприятию избежать больших расходов в дальнейшем.
Причины поломок
Ознакомимся с наиболее частыми причинами поломок запорной арматуры. В число причин, вызывающих поломки задвижек, входит мусор, попадающий внутрь трубопровода при монтаже. Он оседает на уплотнительных кольцах, прорезает там канавки, нарушающие герметичность. Предотвратить это можно тщательно промыв магистральные сети до начала их эксплуатации. Вышедшие из строя задвижки ремонтируются в особых мастерских, которые оснащены притирочными станками. Они снимают поврежденный слой с уплотнительных колец, возвратив им прежние свойства.
После произведенного ремонта и затяжки болтов, до того как будет произведена установка запорной арматуры, задвижка проходит гидравлические стендовые испытания под давлением. Если испытания заканчиваются успешно, происходит оформление акта приемки.
Изготовители
В России запорная и запорно-регулируемая арматура изготавливаются многими предприятиями. Отрасль постоянно растет. Одним из лидеров отрасли является ООО «Завод Звезда» из Челябинска. Популярностью пользуется также продукция завода Ленпромарматура из Санкт-Петербурга, ЗАО Гидрогаз из Воронежа, ООО Муромского завода трубопроводной арматуры.
Запорная арматура, цена которой может составлять от 20 до нескольких десятков тысяч рублей в зависимости от диаметра, назначения и материала изделий, широко предлагается на рынке России и Европы.
Основные характеристики газовых арматурных устройств запорного типа
Газовые арматурные устройства запорного типа в виде задвижек являются максимально востребованным техническим элементом газовых систем. Их задействуют в газопроводах с Ду = 50–2000 мм и Pр = 0,1-20,0 МПа. Задвижки выполняют функциональную задачу перекрытия потока газа. В их конструкциях запорное устройство перемещается перпендикулярно направлению оси труб газопровода.
Клиновые задвижки могут иметь не сплошной, а состоящий из 2-х дисков шарнирный затвор. В параллельных задвижках в затворе также наличествует пара дисков и между ними распорный клин.
Преимущества задвижек перед иными газовыми арматурными устройствами запорного типа
Наличие задвижки позволяет подавать газ не только в прямом направлении, но и в реверсном. Исключается поворот газового потока. В открытом положении данное максимально простое в обслуживании запорное устройство создает минимальное сопротивление газовому потоку.
Краны, вентиля и заслонки
Арматурные устройства запорного типа в виде шаровых, конусных и цилиндрических кранов и вентилей позволяют не только быстро отключить газовый прибор или участок газоснабжающего трубопровода, но и могут помочь в регулировке расхода транспортируемого по трубопроводу газа.
Преимуществами кранов и вентилей с шаровыми и иной формы затворами является их многоцелевое назначение, обеспечение полного прохода газовой среды и компактность.
Заслонки могут решать запорную и регулирующую расход газа функциональную задачу. В конструкции серийно выпускаемого устройства кроме стального (чугунного) корпуса и запорного дискового органа имеется приводной вал и уплотнители. К достоинствам, которыми обладают заслонки, можно отнести:
- широкий температурный диапазон и диапазон давлений газовой среды;
- конструкционную простоту;
- малую массу и металлоемкость;
- небольшую стоимость и пр.
Преимущества более явно проявляются в условиях большого Ду.
Газовая запорная арматура купить. Как правильно подбирать аппаратуру для газопроводных сетей
Выбор аппаратуры для газопроводных сетей имеет свои сложности. Нужно учитывать многие факторы, в том числе степень агрессивного воздействия газа на материал, из которого изготавливаются арматурные устройства. Природный газ на стальные и чугунные элементы конструкции не оказывает заметного коррозирующего воздействия. Чугун менее прочен, чем сталь. По этой причине не следует задействовать чугунные запорные и регулирующие элементы в трубопроводах с давлением рабочей среды более 1,6 МПа.
Сероводород в составе природных газов негативно воздействует на медные сплавы. Бытует мнение: по этой причине не следует задействовать некоторые элементы, в том числе уплотнительные кольца, которые изготовлены из бронзы. Лучше будет применять подобные детали из нержавеющей стали. В этом случае арматурные устройства будут отличаться значительной надежностью и длительным сроком службы.
В этой связи следует отметить, что уровень сероводорода в природном газе незначительный. По нормам составляет 2 г/на 100 куб. м. Такая концентрация не может оказать значительного корродирующего воздействия на детали из бронзы и иных медных сплавов. Кроме того, поверхности затвора и седла, которые изготовлены из сплава цветного металла, корродируют меньше, чем из черного.
Газовая запорная арматура представляет собой один из наиболее значимых элементов инженерных систем отопления, так как является залогом их безопасной работы. Как правило, к запорной арматуре, используемой в различных системах газового отопления, предъявляются повышенные требования безопасности. В связи с этим, необходимо обращать особое внимание на качество такого рода изделий.
Используется запорная арматура газопроводов с целью перекрытия потоков газа на тех или иных фазах работы отопительного оборудования. Вентили, задвижки, клапаны, краны и затворы — все это разновидности газовой запорной арматуры.
Для заказа запорной арматуры у нас, вам потребуется потратить всего несколько минут своего времени. Интернет-магазин позволяет приобрести запорную арматуру онлайн, что позволяет сэкономить силы и время на посещение обычного магазина.
Если вы решили купить у нас газовую запорную арматуру, то можете не сомневаться в ее высочайшем качестве, ведь у нас представлены изделия от ведущих производителей, имеющие гарантированно высокую надежность. Доступные цены, подробное описание и характеристики, отзывы покупателей — все это позволит вам приобрести изделие, оптимальное по соотношению цены и качества.
Запорная арматура служит для управления потоками газов и жидкостей в трубах путем изменения поперечного сечения. Арматуру классифицируют по назначению, конструктивным особенностям, материалам изготовления, другим основаниям.
Назначение запорной арматуры.
Различают следующие виды запорной арматуры:
• регулирующая – служит для регулировки потока жидкости или газа (краны, затворы, регулирующие клапаны);
• запорная – служит для прекращения движения жидкости/газа в трубопроводе (заслонки, вентили задвижки, краны);
• предохранительная – применяется для сброса избыточного объема вещества при превышении давления (мембранные предохранители, предохранительные, перепускные клапаны);
• защитная – отключающая участок трубопровода при выходе параметров за допустимые пределы (обратные, отсечные клапаны, пневмозадвижки);
• фазоразделительная – служит для разделения веществ в разных агрегатных состояниях (маслоотделители, вантузлы, конденсатоотводчики);
• смесительно-распределительная – применяется для разделения или смешивания потоков жидкостей/газов (краны-смесители, клапаны);
• контрольная – используется для определения наличия и уровня жидкостей (краны спускные, датчики уровня).
Классификация запорной арматуры.
Исходя из характеристик и конструктивных особенностей, запорную арматуру подразделяют по :
• областям применения на общепромышленную, сантехническую, специального назначения и т.д.;
• способам уплотнения на мембранную, сальниковую, шланговую;
• материалам изготовления корпуса на чугунную, стальную, алюминиевую, медную, латунную, бронзовую, керамическую, стеклянную;
• способам управления – ручное, дистанционное, с помощью привода;
• способам присоединения к трубопроводу – на муфтах, фланцах, штуцерах, патрубках;
• максимальному давлению – вакуумная, низкого, среднего, высокого, сверхвысокого давления (до 0,1, до 1,5, до 10, до 80, от 80 МПа соответственно);
• температурному диапазону – криогенная (до -160 градусов), жаропрочная (свыше +700 градусов) арматура, арматура высоких (300 – 700 градусов), средних (-50 – 300 градусов), низких (-10 – -50 градусов) температур.
Обозначение запорной арматуры.
В обозначение арматуры входят чередующиеся группы цифр и букв:
• первая группа цифр – тип арматуры;
• группа букв – материал корпуса;
• вторая группа цифр – обозначение модели (если в группе 3 цифры, первая указывает тип привода);
• вторая группа букв – материал уплотняющих поверхностей.
Типы арматуры обозначаются следующим образом:
• 10, 11 – спускной и трубопроводный краны;
• 12 –указатель уровня жидкости;
• 13, 14, 15 – запорный, 22,24 – отсечной, 16 – обратный, 17 – предохранительный, 20 – перепускной, 23 – распределительный, 25, 26 – регулирующий, 27 – смесительный клапаны;
• 19 – затвор;
• 21, 18 – регулятор давления;
• 30,31 – задвижка, 33 – шланговая задвижка;
• 32 – поворотный затвор;
• 40 – элеватор;
• 45 – отводчик конденсата.
Материал корпуса обозначают следующими буквами:
• нж – нержавеющая, с – обычная, лс – легированная сталь;
• ч – обычный, вч – высокопрочный, кч – ковкий чугун;
• ск – стекло;
• а – алюминий;
• тн – титан;
• Б – бронза, латунь;
• п – пластик;
• к – фарфор;
• вп – винипласт;
• мн – монель-металл.
Материалы уплотнительных поверхностей имеют следующие обозначения:
• мн – монель-металл;
• бр – бронза, латунь;
• нт – нитрированная, нж – нержавеющая сталь;
• ст – стеллит;
• бт – баббит;
• к – кожа;
• р – резина;
• ср – сормайт;
• э – эбонит;
• п – пластик;
• фт – фторопласт;
• вп – винипласт.
Тип привода обозначают следующими цифрами:
• 0 – дистанционной управление;
• 3 –ручной с червячной, 4 – с зубчатой, 5 – с конической передачей;
• 6 – пневматический;
• 8 – электромагнитный;
• 7 – гидравлический;
• 9 — электрический.
К примеру, обозначение 30ч39р расшифровывается, как задвижка чугунная 39-ой модели с резиновым уплотнителем, а обозначение 16ч6п – клапан обратный, чугунный 6-ой модели с пластиковыми уплотнительными поверхностями.
Запорная арматура цена, каталог.
ЗАДВИЖКИ, КЛАПАНЫ, КРАНЫ по оптовым ценам со складов в Москве и Новосибирске от качественного производителя. Полный каталог всего имеющегося товара с ценами можно посмотреть в описании ниже:
Почта: [email protected]
(ответим о наличии, цене, сроках в течении 20 минут)
Задвижка
рис. 2 рис. 1 Задвижка (рис. 1) – это арматура, в которой запирающий элемент движется перпендикулярно потоку жидкости. Устройство показано на рис. 2.
Задвижки отличаются простотой конструкции и малым (от 0,08 до 0,2) коэффициентом гидравлического сопротивления. Используется данный тип, чаще всего, при большом диаметре трубы (ДУ от 50 до 2000 мм), а также, если жидкость движется со значительной скоростью. Эти изделия относительно высокие, что несколько сужает их применение, особенно при ДУ меньше 200 мм, когда предпочитаются вентили.
Большинство задвижек делаются полнопроходными. Раструбные (со суженным проходом) выпускаются редко. У них, по сравнению с полнопроходными, увеличенный коэффициент гидравлического сопротивления. Поэтому они ставятся в тех случаях, если надо снизить нагрузку на трубу, сэкономить пространство или уменьшить управляющее усилие.
Шпиндель может быть выдвижным либо невыдвижным. Последний вариант выпускается редко, поскольку его применение ограничено условиями работы пары «ходовая гайка – шпиндель». Для невыдвижного рабочая среда должна быть чистой, абразивные и просто твердые включения не допускаются. Плюс ремонт более сложный. Подобные задвижки используются на трубопроводах с горячей или холодной водой и другими неагрессивными рабочими средами. Меньшие габариты по высоте делают их предпочтительными для монтажа в стесненных условиях. Если же транспортируется кислотный, щелочной или соляной раствор, другие агрессивные жидкости либо пар, то лучше выбрать вариант с выдвижным шпинделем.
По расположению колец уплотнения задвижки бывают параллельные (шиберные) и клиновые. Среди параллельных модели с плоским диском (однодисковые) используются редко. Чаще ставятся с клиновым распором (двухдисковые). Клиновые могут быть с цельным, упругим или составным рабочим органом. Разница в применении заключается в том, что первые обеспечивают высокую герметичность и не боятся больших перепадов давлений. Однако, если имеют место скачки температуры жидкости, то возникает угроза заклинивания. Вторые не боятся высоких температур, но полную герметичность не обеспечивают. Третьи – с большой герметичностью, для средних давлений.
Ручной привод в виде маховика (на современных моделях может быть рычаг) ставится на большинство задвижек с ДУ до 200 мм. Чтобы снизить величину крутящего момента на арматуре для больших диаметров, в ее конструкции может быть редуктор с зубчатой или червячной передачей. Не менее популярным вариантом управления, для всех ДУ, является электропривод. Если же, по соображениям пожарной безопасности, он невозможен, применяется пневматика. Реже всего распространены устройства с гидроприводом.
Если рабочая среда движется под большим давлением, то на трубопроводах устраивают наружные обводные линии. Это позволяет снизить напряжение, которое возникает при открытии или закрытии задвижки.
По типу уплотнения шпинделя, задвижки делятся на сальниковые и сильфонные. Первые встречаются чаще, так как они намного дешевле и не затрудняют управление. Но их надо регулярно подтягивать и периодически менять сальник. Вторые дороже, к тому же сильфон ограничивает ход шпинделя. Но герметичность обеспечивается полная. Поэтому они используются там, где данный параметр является особо критичным, например, при транспортировке агрессивной или ядовитой рабочей среды.
По методу присоединения задвижки бывают фланцевые, приварные, муфтовые (резьбовые) и цапковые. Есть и комбинированные. Фланцевые самые популярные, позволяют быстро разобрать соединение. Но они громоздкие, увеличивают нагрузку на трубу. Муфтовые и цапковые чаще применяются на небольших ДУ (до 80 мм). Сварное соединение, в противоположность фланцевому, не увеличивает вес узла, но затрудняет демонтаж. Поэтому используется на ответственных участках.
До недавнего времени задвижки применялись только как запорная арматура. Большинство выпускаемых изделий – клиновые с выдвижным шпинделем. Но сегодня встречаются и другие, регулирующие, разных моделей. Например, шиберная многоступенчатая (рис. 3), с шарниром Гука (крестообразное соединение, аналогичное карданной передаче, рис. 4), с защитной рубашкой (рис. 5) и прочие.
рис. 3 рис. 4 рис. 5
Для каких отраслей применяется?
Устройства регулирования потока вещества используются в:
- водоснабжении, теплоснабжении и канализационных системах (коммунальные);
- газоснабжении и транспортировке природного газа;
- нефтяной промышленности;
- энергетических предприятиях, атомных и ядерных станциях, гидроэлектростанциях;
- химическом производстве;
- судовом строительстве.
Габаритные размеры, масса, материалы изготовления арматуры для каждой отрасли разнятся. Это характеризуется особенностями эксплуатации трубопроводных сетей в каждой конкретной сфере. К примеру, для судового строительства арматура выпускается компактная и облегченная. А вот для химического производства – стойкая к сильноагрессивным рабочим средам и высоким давлениям.
Арматура разделяется на две группы:
- промышленная трубопроводная арматура общего назначения;
- эксплуатируемая в особых условиях.
Первая изготавливается серийно большими партиями и является общеотраслевой. Вторую изготавливают по спецзаказам.
Конструкция запорной арматуры
Любой вид запорной арматуры имеет следующую конструкцию: корпус с патрубками, запорный орган, система управления приводом и сам привод. Конструктивные различия между видами арматуры определяются способом передвижения запорного органа и его конфигурацией. Остановимся на этих различиях более подробно.
Запорные клапаны
Эти устройства обеспечивают полное перекрывание или открытие прохода трубопровода. Если необходимо регулировать напор рабочей среды, то используются клапаны регулирующие. Существует также комбинированные, универсальные клапаны, которые могут и регулировать, и запирать проход. Это так называемые запорно-регулирующие клапаны. Запорное устройство в клапане, представляющее собой золотник, движется поступательно, по направлению потока.
Управление запорной арматурой производится несколькими способами: вручную, при помощи гидропривода, пневматического, электромагнитного или электрического устройства, а также с применением механических средств управления.
Основные преимущества клапанов:
- Небольшой ход затвора
- Простота конструкции, а, следовательно, высокая надежность
- Обеспечение высокой герметичности
- Малый износ уплотняющих поверхностей
- Небольшие габариты и масса
- Удобство обслуживания и простота ремонта
А теперь немного недостатков:
Клапаны можно использовать только на трубопроводах небольших диаметров
Краны как запорная арматура
Конструкция всех типов кранов примерно одинакова. Они состоят из корпуса и затворного устройства, перекрывающего поток вещества, идущего через кран. Краны бывают шаровые, цилиндрические и конические. Название их зависит от конструкции запорной арматуры. Например, у шарового крана, который является на сегодня наиболее популярным из всех видов кранов, рабочим органом является металлический шар. Вращаясь вокруг своей оси, шар перекрывает поток идущего по трубе вещества. Причем, кран позволяет не только полностью перекрывать или открывать трубопровод, но и частично регулировать напор.
Перечислим основные преимущества кранов:
- Краны могут быть использованы для работы в любой среде.
- Для управления краном достаточно обычного поворота рукоятки. При этом отпадает необходимость использования дополнительных приводов для управления его закрытием или открытием.
- Открытие и закрытие крана происходят за очень короткое время.
- Краны обладают небольшими размерами.
- Простота конструкции и отсутствие необходимости регулярного ухода.
Запорная трубопроводная арматура — задвижки
Задвижки относятся к наиболее простым устройствам, используемым для перекрывания проходов трубопроводов. Могут использоваться абсолютно для любых веществ. Состоят из корпуса, рабочего запорного устройства и привода. Рабочий орган задвижки может быть изготовлен из цветных металлов, чугуна, стали, нержавеющей стали. Корпус используется чугунный или стальной. Задвижки могут иметь выдвижной или не выдвижной шток. При использовании выдвижного штока появляется возможность транспортировать по трубопроводу даже агрессивные вещества.
Запорная трубопроводная арматура – задвижки подразделяется на следующие виды:
- Клиновые
- Шиберные
- Параллельные
- Шланговые
Принцип действия задвижки прост. Рабочий орган движется перпендикулярно к направлению движения потока. Он способен полностью перекрыть проход трубопровода. Хотя, если используется промышленная запорная арматура – задвижки могут быть регулируемыми. Управление работой задвижек осуществляется при помощи пневматического, гидравлического, электрического привода или вручную.
Основные преимущества задвижек:
- Малое гидравлическое сопротивление
- Небольшой коэффициент трения
- Простая конструкция
- Небольшая длина
- Возможность использовать для любых веществ
- Значительная высота задвижек, особенно при использовании моделей с выдвижными шпинделями
- Значительное время закрывания и открывания задвижки
- Быстрый износ уплотнительных поверхностей
Затворы, как разновидность запорной арматуры
Затворы могут перекрывать и регулировать поток вещества в трубопроводе. Запорным органом любого затвора является круглый диск, который поворачивается вокруг своей оси, перпендикулярно к направлению потока. Диск соединен с механизмом поворота посредством специального вала. Механизм поворота регулирует угол установки диска относительно потока, сужая или расширяя проход. После установки требуемого угла механизм надежно фиксирует диск в заданном положении.
Существуют также упрощенные затворы, механизм которых способен фиксировать диск только в открытом или закрытом положениях.
- Затворы используются для любых диаметров трубопроводов.
- Малые габариты.
- Сравнительно простое устройство.
- Простота обслуживания и ремонта.
Негативные стороны использования затворов:
- При использовании труб значительного диаметра необходимо использовать для управления затворами специальные редукторы. Они позволяют уменьшить усилия, прикладываемые к рычагам управления затворами.
- Сложности при очистке труб.
- Герметизация затвора далека от идеальной.
Классификация трубопроводной арматуры
- Запорная арматура
- Регулирующая арматура
- Предохранительная арматура
- Защитная арматура
- Фазоразделительная арматура
На сегодняшний день невозможно представить любой трубопровод без всего многообразия трубопроводной арматуры. Исходя из назначения, параметров, области применения всю арматуру можно условно разделить на: запорную арматуру, регулирующую арматуру, предохранительную арматуру, защитную и фазоразделительную арматуру.
Вся запорная арматура имеет нормативы по норме герметичности, то есть проникновению рабочей среды из трубопровода во внешнюю среду через запорный элемент (например, клин) – пропуску рабочей среды через закрытый затвор арматуры. Нормы герметичности устанавливаются стандартом ГОСТ 9544-2005 или нормативной документацией производителя на конкретное изделие.
Существование различной степени герметичности запорной арматуры обусловлено тем, что высокая герметичность влияет увеличивает не только надёжность, долговечность но и стоимость изделия.
ГОСТ 9544-2005 распространяется на все виды запорной арматуры номинальным давлением от PN1 . В результате испытаний, устанавливают класс герметичности по наличию протечек через полностью закрытую арматуру, начиная от класса «А» (нет видимых протечек), до классов «В», «С», «D» и «D1», определяющих максимальные значения протечек.
Требования по соответствию класса герметичности могут также определяются рабочей средой. Например, задвижки на природный газ могут поставляться только класса «А» и с указанием среды «газ». Производитель обязан такие задвижки испытать по ГОСТ 9544-2005 именно газообразной средой (например, воздухом). Поскольку вода имеет меньшую проникающую способность, чем газ, то «газовые» задвижки могут устанавливаться на воду при совпадении прочих параметров, а «водяные» на газ — нет.
Запорная арматура
К запорной арматуре относятся задвижки, клапана запорные (вентили), краны, затворы дисковые.
Задвижка – вид трубопроводной арматуры, в котором запирающий элемент перемещается перпендикулярно направлению рабочей среды и предназначенный для полного перекрытия потока рабочей среды.
Задвижки получили широкое применение в системах водо- газо- , нефтепроводов.
К преимуществам задвижек по сравнению с другими типами запорной арматуры можно отнести: небольшая строительная длина, простота конструкции, долговечность, полный проход.
На водопроводах питьевой воды обычно применяются задвижки с давлением PN10 (1,0МПа), PN16 (1,6МПа).
Задвижки с фланцевым присоединением производятся от DN40 до DN1600.
В России чаще наибольшее применение получили чугунные фланцевые задвижки (ссылка), а также стальные, бронзовые, латунные и из нержавеющей стали.
Классификация:
По движению шпинделя – с выдвижным и не выдвижным шпинделем
По конструкции запирающего устройства (наиболее популярные задвижки клиновые и параллельные )
На рынке представлено множество задвижек, как российского производства (например, МЗВ – Московский завод «Водоприбор», ADL – компания АДЛ ), европейского (например, Hawle, AVK , Wato ) , так и их недорогие аналоги китайского производства. Стоимость задвижки из Китая обычно ниже. Но необходимо отметить, что китайские задвижки имеют, обычно, более тонкий корпус, менее эластичные уплотнительные материалы и непостоянное качество сборки, – по причине минимальной автоматизации технологических процессов.
Важно: ряд поставщиков задвижек «азиатского происхождения» (в том числе, привезенные из Европы) в своей аббревиатуре использует обозначение «аналог МЗВ». Такие задвижки не имеют ничего общего с продукцией Московского завода «Водоприбор» (сокращенно МЗВ).
Призываем работать с проверенной временем продукцией понятного происхождения!
Клапан запорный (вентиль) – вид запорной арматуры, предназначенный для частичного или полного перекрытия потока рабочей среды.
Кран – это вид запорной арматуры, запирающий или регулирующий элемент которой имеет форму тела вращения ( шара, конуса и т.д.)или его части. При повороте запорный элемент вращается вокруг своей оси, которая расположена перпендикулярно по отношению к потоку рабочей среды, и при этом происходит открытие/закрытие крана.
Затвор поворотный дисковый – вид запорной арматуры, который предназначен для частичного или полного перекрытия потока рабочей среды. Диск находится всегда в протоке, но сопротивление сводится до минимума, благодаря специальной конструкции диска.
Условное обозначение запорной арматуры:
Первые две цифры обозначают вид арматуры (задвижка, кран, и т.д. Подробнее о типах арматуры смотрите здесь: ссылка), буква – материал корпуса. Д алее – тип привода (если с ручным приводом, то цифра не указывается), следующие 2 цифры — регистрационный номер, последняя буква — материал уплотнения.
Так, например, обозначение 30ч39р означает: 30 – задвижка ч – чугунная 39 – номер модели р – обрезиненный клин.
Регулирующая арматура
Регуляторы давления – это вид регулирующей арматуры, которая автоматически за счет давления среды обеспечивает поддержание заданного давления рабочей среды в трубопроводе. Регуляторы давления бывают после себя (нормально открытые) и до себя (нормально закрытые).
Регуляторы перепада давления (расхода) – это вид регулирующей арматуры, которая автоматически за счет давления среды обеспечивает поддержание заданного перепада давления между прямым и обратным трубопроводом.
Регуляторы температуры – это вид регулирующей арматуры, которая автоматически обеспечивает поддержание заданной температуры рабочей среды в трубопроводе за счет изменения ее расхода.
Регулирующие клапана – это вид регулирующей арматуры, которая обеспечивает поддержание заданного расхода рабочей среды в трубопроводе и управляется от постороннего источника энергии (ручное, электропривод, пневмопривод).
Балансировочный клапан – вид регулирующей арматуры, предназначенный для ограничения расхода теплоносителя в стояках систем отопления и горячего водоснабжения.
Предохранительная арматура
Клапан предохранительный – вид трубопроводной арматуры, предназначенный для автоматического сброса рабочей среды из трубопровода или емкости при превышении давления среды сверх допустимого.
Перепускной клапан – вид предохранительной арматуры, предназначенный для поддержания давления рабочей среды на необходимом уровне путем ее перепуска через ответвление трубопровода.
Импульсное предохранительное устройство – вид предохранительной арматуры, представляющий из себя блок предохранительных клапанов, состоящий из главного и импульсного предохранительных клапанов. Импульсный клапан в данном устройстве управляет главным клапаном.
Защитная арматура
Клапан обратный (затвор обратный) – вид защитной арматуры , служащий для предотвращения обратного потока среды. В данном виде трубопроводной арматуры запорный орган открывается прямым потоком среды, а закрывается обратным потоком среды.
Отключающие клапаны – вид защитной арматуры, предназначенный для перекрытия трубопровода при существенном изменении расхода.
Фазоразделительная арматура
Конденсатоотводчик – вид фазоразделительной арматуры, предназначенный для отвода конденсата, образующегося в линиях паропроводов, с целью повышения эффективности применения (КПД) генерирующих пар установок.
Воздухоотводчик – это вид фазоразделительной арматуры, предназначенный для сброса воздушных пробок в внутридомовых системах отопления и водоснабжения.
Вантуз – это вид фазоразделительной арматуры, используемый в системах водоснабжения для сброса воздушных пробок в магистральных водопроводах, а также для подсоса воздуха в случае образования вакуума в верхних точках систем.
Если Вам необходимо купить запорную арматуру из наличия или заказать задвижки специального исполнения, Вы можете обратиться к нам по телефону:
+7(495) 783-76-54 или e — mail : Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Презентации СОЮЗа
Наши вакансии
Пресс-центр