Фундамент для гаража
Фундамент для гаража
Фундамент под гараж, какой выбрать? При всей простоте конструкции гаража нужно подходить к этому вопросу очень серьезно, если хотите чтобы он прослужил вам долгие десятилетия и надежно защищал ваш автомобиль от посягательств непрошеных гостей и природных катаклизмов.
Мы, компания «Фундамент СПБ-24» готовы помочь вам сделать правильный выбор и выполнить весь цикл работ по строительству фундамента под гараж.
С чего начать строительство фундамента под гараж
Строительство гаражного фундамента нужно начинать с планирования – определиться с размером гаража, его местоположением и количеством строительных материалов. Выбирая размер гаража нужно помнить о том, что через время вы можете купить автомобиль большего размера и ваш гараж должен быть таким, чтобы новое авто поместилось в него. Если у вас сейчас небольшой хэтчбэк, то не стоит строить гараж именно по его размерам. Вполне возможно, что вы через время купите большой кроссовер, который просто не влезет в гараж. Так что стройке гараж «на вырост», что в него смогла поместиться любая машина, в пределах разумного конечно.
Отталкиваясь от размеров гаража, строится и фундамент под него. Выбирается удобное место на приусадебном участке и размечается. Вбиваются деревянные колышки, натягивается бечевка и можно приступать к земляным работам. Но перед тем, как начинать копать траншеи под гаражный фундамент, нужно определиться с тем, куда вы будете девать выбранный из почвы грунт. Чаще всего на участке сантиметров 30 – это чернозем, который можно равномерно распределить по всему участку (огороду, клумбам и т. д.). А вот ниже в почве находится глина, которая абсолютно не нужна на участке и ее потребуется куда-то вывозить. Да и тачку желательно где-то взять, так как ведрами большой объем грунта переносить будет сложно.
Я строил гараж из шлакоблока и фундамент у меня был построен ленточный, глубиной сантиметров 70 (в почве). На такую глубину я выкопал землю, подровнял края траншеи и засыпал подушку отсевом (сантиметров 10). Потом подушку я хорошо полил водой из садового шланга и протрамбовал трамбовкой. Можно сделать подушку под гаражный фундамент из песка, но так как раствор для фундамента я делал из отсева, то не было смысла покупать еще и песок. В качестве арматуры для заливки фундамента я использовал металлические прутья, старые уголки и швеллера, полосы металлической штамповки, а также старые водопроводные трубы. Это позволило сэкономить немалую сумму на арматуре, да и упростило строительство, так как я пустил на армирование все то, что не нужно было в хозяйстве.
Виды фундамента под гараж
При сооружении основы учитывается множество факторов. Отталкиваясь от них, выбирают вариант фундамента — ленточный, плиточный, столбчатый. Тип его зависит от подвижности грунта, обводненности, плотности, глубины промерзания, наличия смотровой ямы, подвала или погреба.
Гараж — небольшая постройка. Зачастую основание под него с легкостью изготавливается собственными силами. Но есть сложные и затратные проекты, если сооружение тяжелое, а грунты не позволяют изготовить мелкозаглубленный вариант.
Сплошной
Бетонная армированная подушка — самое простое и доступное решение, не требующее сложных расчетов. Плитный плавающий фундамент поможет на обводненных подвижных грунтах с высоким уровнем грунтовых вод. Также полезен на тяжелых глинистых почвах. Способ дорогой, но надежный, так как нагрузка равномерно распределяется по всей площади плиты. Однако трудностей много, особенно если толщина превышает 0,5 м: увеличение земляных работ, расход стройматериалов.
Основной минус монолитного основания – невозможность изготовления смотровой ямы, подвала, погреба.
Сварной
Фундамент под каркасный гараж можно сделать целиком из металлических материалов. Этого достаточно под легкие строения. Часто его сооружают из труб.
- По периметру бурятся скважины до 1 м. Труба берется диаметром 100-150 мм. Над землей оставляют подрезанный оголовок, к которому крепится ростверк конструкции.
- При заложении внутри шурфа подсыпается песок или ПГС толщиной около 10 см, трамбуется.
- К нижней части трубы приваривается лист для основания толщиной 4—5 мм, сверху — аналогичный под ростверк. Весь металл обрабатывается мастикой.
- Внутрь трубы засыпается грунт с обязательной трамбовкой. При желании увеличить прочность – бетон.
Сварной фундамент под каркасный гараж нежелательно использовать на торфяных почвах, так как повышенная кислотность приведет к ускоренному разрушению конструкции.
Ленточный
Чаще всего выбирают именно этот компромиссный вариант. Он легче сплошной плиты. Этот тип фундамента уместен под тяжелое сооружение. Часто применяется на суглинистых и глинистых почвах, на которых пучение грунта является обычным явлением. Мелкозаглубленные варианты используются для газобетонных, каркасных, щитовых, панельных гаражей, что дает немалую прибавку к экономии бюджета.
Технология изготовления проста и не требует серьезных навыков и расходов. Он идеально подходит для небольших сооружений даже при двухэтажном гараже. На нем возводят стены из различных материалов от легкого каркаса до тяжелого кирпичного.
Глубина укладки зависит от степени промерзания грунта, несущих возможностей, рельефа и веса возводимой конструкции.
Для увеличения надежности его устанавливают на специальные опорные шурфы, вкопанные ниже глубины промерзания. Их располагают по периметру через 2 м.
Материалы для монолитного основания — бетон, бутобетон, кирпич, железобетон.
Цены на услуги
Фундамент под ключ | ||
Ленточный фундамент | м 3 | от 70 |
Свайно-ростверковый фундамент | метр погонный | от 50 |
Плитное основание | м 3 | от 60 |
Свайный фундамент | шт. | от 90 |
УШП плита | м 2 | от 180 |
Монолитный фундамент | м 3 | от 60 |
Отдельные виды фундаментных работ | ||
Привязка фундамента, сопровождение техники при разработке грунта | чел/час | от 14 |
Ручная доработка грунта под нивелир | м 3 | от 30 |
Работа техники при разработке грунта | час | от 60 |
Техника для бурения свай | метр погонный | от 7 |
Арматура 12 Рабочая арматура | тонна | от 1300 |
Арматура 8 Пространственный каркас | тонна | от 1380 |
Пиломатериалы | м 3 | от 240 |
ПГС (подсыпка основания ростверка) | машина 20т | от 160 |
Бетон с20/25 щебень | м 3 | от 98 |
Расходные материалы, крепеж | комплект | от 60 |
Доставка бетона | машина | от 160 |
Работа бетоннасоса | выезд | от 300 |
Доставка материала | машина 3т | от 80 |
Строительство ленточного фундамента для гаража поэтапно
Настройтесь на то, что процесс не будет легкими. Вас ждут длительные земельные работы, армирование, опалубка, заливка и многое другое. Если учитывать, что готовый ленточный фундамент будет сохнуть около 30 дней, то рассчитывать на быстро построенное основание не стоит. Итак, давайте детальней рассмотрим, что от вас потребуется сделать.
- Исходя из вашего готового плана, следует выполнить разметку. Для работы вам потребуются веревка и колышки. Получается, что вам нужно перенести рисунок фундамента с бумаги на грунт, при этом соблюдая четкие геометрические формы. Колышки вбиваются на углах здания, между ними натягивается веревка. То же делается с внутренней стороны, чтобы образовалась лента. Ровность проверяется по диагоналям. Они должны сходиться.
- Когда разметка выполнена, можно приступать к земельным работам. Если грунт податливый, то это вам на руку. Процесс пойдет быстро. Если в нем есть камни, используйте лом. Для такой работы вам потребуется помощник и не один. Так, вы сможете сделать все гораздо быстрее. Траншея под фундамент роется лопатами, ровность стен проверяется отвесом. Рулеткой измеряйте нужную глубину. Она везде должна быть одинаковой.
- Следующий этап устройства фундамента – подготовка песчаной подушки. Без нее фундамент не будет таким крепким. Подушка служит неким дренажем, защищая фундамент от влаги. Для ее устройства нужно утрамбовать дно траншеи фундамента. После чего на дно засыпать песок, смочить его водой и тщательно утрамбовать. Его слой должен составлять 10–15 см. Заранее можете сделать на стенках отметку, чтобы, достигнув ее, остановиться. Сверху делается точно такой же слой из гравия или щебня.
- Теперь можно приступать к наземным работам. Вы должны сделать опалубку для фундамента. Она нужно для формирования цоколя гаража над землей. Соответственно, конструкция должна быть прочной и герметичной, чтобы бетон не вытек и не развалил конструкцию. То же касается геометрических форм. Вы можете купить готовую опалубку и просто установить ее, а можете сделать ее сами. Если навыков в этой сфере нет, лучше выберете первый вариант. Ведь от опалубки зависит многое. Без нее качественного фундамента вам не видать. Для надежности внутреннюю сторону можно обшить полиэтиленом. Так, состав не вытечет и опалубку легче будет убрать. Главное в этой работе – хорошо укрепить опалубку, как это показано на фото.
- Когда опалубка ленточного фундамента готова, его можно усилить армированием. Делается каркас из прутьев арматуры и помещается в ленту. На схеме вы можете увидеть, как все выглядит.
- Настало время заливать наш фундамент. Следует приготовить раствор и начинать заливать его в ленту. Вы можете заказать уже готовый бетон, не тратя времени на его приготовление. Рекомендуется заливать все за один раз, не давая бетону подсохнуть. Так, вы создадите монолитную структуру. Заливайте фундамент слоями в 20–30 см, уплотняя бетон и выгоняя из него воздух.
- Когда вы достигли нужного уровня, остается выровнять поверхность.
Вот и все, ваш ленточный фундамент под гараж своими руками готов. Осталось накрыть его полиэтиленом для защиты и дождаться полного высыхания на протяжении 30 дней. После 10–15 суток можно убрать опалубку.
Важные критерии
Для ответа на вопрос какой выбрать фундамент под будущий гараж, нужно владеть информацией относительно типа грунта, уровня подземных вод и иметь представление о весовых параметрах будущего строения. Также предварительно необходимо просчитать следующие показатели, дабы строение было долговечным:
- тип почвенного профиля;
- уровень грунтовых вод, а также глубина промерзания;
- ориентировочный вес.
Определение типа почвы
Фундамент для гаража своими руками залить несложно, для этого не требуется спецтехника, объем земляных работ незначительный. Его закладка осуществляется по периметру стен. Тем не менее, важен состав грунта под строительным объектом.
Почва наших широт характеризуется наличием глины, суглинки, песка, а также торфа. Если смета строительства не предусматривает геологического исследования земли можно собственноручно выкопать шурф, рассмотреть полученные пласты:
- преобладает песок — вода будет уходить, не задерживаясь. Такое вещество не промерзнет, не сожмется под давлением конструкции, ввиду чего такие параметры не учитываются при расчетах. Песок подходит для капитального строительства. Если строение легковесное, закладку целесообразно провести на уровне 40-70 см. На нем возводят любое капитальное строение;
- основную часть земли составляет гравий — уровень промерзания около полуметра. На этой отметке можно заливать основу. Вещество поддается обработке, не сжимается от нагрузок, не расплывается;
- пучинистый грунт — в холодное время года он увеличивается в объеме, после — неравномерно оседает. Это приводит к деформации конструкции;
- глинистое дно требует закладки опоры на уровне свыше отметки промерзания. Это распространяется и на участок, состоящий из смеси песка и глины. В этом случае закладывать нужно на глубине свыше 2 м. Вода в таких почвах отводится хорошо;
- почва торфяная — строить что-либо не рекомендуется. Если изменить место не получится, торф заменяется подушкой из утрамбованного мокрого крупнозернистого песка. Толщина должна составлять 20 см.
Перед тем как сделать фундамент под гараж, нужно учесть особенности почвы — это один из важнейших факторов при выборе конструкции. Если она слишком мягкая и подвижная, придется закладывать глубокое основание с сильной арматурой, придающей ему гибкость. На сухой каменистой поверхности можно обойтись без этих мер предосторожности. На характеристики почвы оказывает влияние его минеральный состав и влажность.
Отличия по минеральному составу
В отдельную группу можно выделить каменистые и песчаные основы. Они обладают малой подвижностью и хорошо держат вес. При их использовании нет необходимости копать глубокие траншеи или забивать массивные сваи. Глубина заложения в данном случае в среднем составляет около 0,8 м. Обломочные породы, гравий и щебень отличает самая высокая несущая способность. Песок также обладает нужной твердостью и устойчивостью. В средней полосе его вместе с щебнем применяют для создания подушки, защищающей от воздействия подземных вод и гасящей деформации, которые возникают при перемещении подземных слоев. В этих регионах преобладают глинистые, торфяные грунты, суглинки. Если строить прямо на них, сооружение простоит не долго.
Для вышеперечисленных видов характерна высокая подвижность. Они хорошо удерживают воду, которая, расширяясь при замерзании, давит на постройку снизу. Весной, когда лед тает, происходит обратный процесс. Такого давления фундамент не выдержит даже при наличии усиленной арматуры. В этих условиях необходимо уделить должное внимание уровню его заложения. Она должна быть ниже уровня промерзания.
Постоянная влажность и сезонные воды
Этот фактор не играет значительной роли, если строительство ведется на скальных породах или песке. В средней полосе, где преобладают суглинки, он является одним из важнейшим при расчетах. Глина задерживает сырость, которая разрушает основание при сезонном замерзании и оттаивании. Кроме того, она размывает его, вызывает коррозию материала. Ситуация усугубляется весной и осенью, когда тает снег, и выпадает особенно много осадков. Сложнее всего приходится тем, чей участок находится в низине, особенно возле реки или озера, либо в болотистой местности. Чтобы решить проблему, необходимо вырыть дренажный канал.
Чтобы определить, насколько близко от поверхности находятся грунтовые воды, обычно бурят шурф — узкое вертикальное отверстие. Для этого используется шнек либо ручной инструмент —бур или лопата. Глубина фундамента под гараж должна быть больше их уровня минимум на 0,5 м.
Опалубка – что за зверь?
Под опалубкой понимают короб, который изготавливают для того, чтобы залить его бетонной смесью. Состоит такая конструкция из щитов (сделать их можно практически из любой древесины, пенополистирола или из бетона), подгоняемых друг к другу максимально плотно. Доски короба должны монтироваться прочно и ровно, поэтому на этом этапе работ вам не обойтись без строительного уровня. Укрепить конструкцию в случае необходимости можно деревянными подпорками.
Опалубка бывает несъемной и съемной. В первом случае короб, изготовленный из пенополистирольных плит либо бетона, остается в фундаменте после заливки бетонной смеси. Сделать такую опалубку самостоятельно достаточно сложно. Намного проще и быстрее собрать съемную конструкцию и поместить ее в траншею для фундамента.
Короб из пенополистирольных плит
После этого нужно сделать «сетку» из 1–1,2-сантиметровых по толщине металлических стержней:
- положить два длинных прутка на 5 см выше дна траншеи;
- поперек этих длинных стержней положить прутки меньшей протяженности (дистанция между отдельными изделиями – примерно 0,5 м);
- в места пересечения прутков установить вертикальные стержни и соединить (используя сварочный аппарат либо прочную стальную проволоку) все изделия в единую конструкцию;
- затем через каждые 0,25–0,3 м следует приварить (зафиксировать проволокой) следующие стержни (короткие) к вертикальным прутьям.
После всех указанных мероприятий у вас получится ровная и прочная армирующая «сетка».
Монолитная плита — дополнительные преимущества
Монолитный фундамент представляет собой железобетонную плиту, располагаемую по всей площади гаража.
Постройка монолитного фундамента начинается с подготовки котлована. Сначала изымается грунт, потом трамбуют основание и делают на дне подушку из песка . Далее укладывается гидроизоляционный материал и наливается небольшой слой бетона. После укладывается арматура, а котлован заливают бетонным раствором. В результате получается монолитная фундаментная плита.
Такой фундамент надежен, и его можно использовать на всех видах грунтов, в том числе на пучинистых, и при любой глубине залегания грунтовых вод. Это хороший вариант, если строительство гаража ведётся на подвижных глинистых или песчаных грунтах. Благодаря своей прочной конструкции, он не боится никаких смещений грунтов. Металлический каркас крепится к нему анкерными болтами — благодаря этому фундамент включается в силовую схему всего металлического гаража.
Затраты на монолитную фундаментную плиту больше, чем на ленточный фундамент. Это связано с большим расходом строительных материалов – бетона, арматуры — и со значительными трудозатратами.
Но, с другой стороны, монолитная плита служит одновременно и полом. Это исключает из сметы важную статью расходов — устройство пола в гараже.