Окраска промышленных и бытовых трубопроводов: как и для чего это делается
Окраска промышленных и бытовых трубопроводов: как и для чего это делается
Как известно, по современным инженерным, промышленным, городским и прочим коммуникациям транспортируются различные вещества, способные нанести вред здоровью человека, а также окружающей среде. Ввиду этого, ещё в эпоху СССР применялась окраска трубопроводов для оповещения обслуживающего персонала о содержимом магистрали, с которой придётся работать. Цветовая маркировка и ныне регламентируется специальным документом ГОСТ 14202 69.
Окрашивание трубопроводов во многих случаях является необходимой мерой — по цвету труб определяют назначение магистрали
Какие краски бывают?
Вот некоторые виды покрытия.
- ▶ Акриловая краска
Хорошо держится на поверхности, прочная, имеет красивых глянцевый блеск. Минус данного вида покрытия является сильный и неприятный запах. Но есть краска на водной основе, не имеющая запаха.
- ▶ Молотовая эмаль
Хороша тем, что скрывает всяческие дефекты на поверхности.
- ▶ Алкидная эмаль
Разнообразна по своей цветовой гамме, обладает отличной устойчивостью к высоким температурам. Краска бывает на водной основе, органической, а также кремниево-органической.
Отрицательным качеством данного покрытия является сильный неприятный запах, который может сохраняться в течение нескольких дней, а также возвращается на время с началом отопительного сезона.
- ▶ Порошковые краски
Становятся все более популярными. После нанесения такого состава на радиаторы обязательно следует ее полимеризировать: либо включить тепловую пушку в помещении, либо подвергнуть воздействию ультрафиолета.
- ▶ Водоэмульсионка
Хоть и не очень стойкая, зато не имеет запаха и быстро сохнет.
- ▶ Специальная краска радиаторов
Обладает отличной стойкостью, не трескается, не тускнеет, а также не задерживает тепло. Единственный недостаток – дороговизна.
Прежде чем приступить к покраске батареи, необходимо провести подготовительные работы. Недаром считается, что подготовить приборы отопления к покраске является самым сложным.
Покраска труб системы отопления
Подготовка к покраске: очистка и грунтовка поверхности труб и радиаторов отопления
Перед покраской трубы отопления должны быть тщательно очищены от ржавчины или старой краски
Трубы к покраске подготавливают согласно следующей инструкции:
- Перед окраской поверхности ее необходимо тщательно очистить – снять старый слой краски и грунта, до металлического блеска зачистить места, где образовалась ржавчина. От пыли и грязи избавляются мокрой тряпкой и ершиком. От старой краски избавляются с помощью шпателя и специальных смывочных растворов.
- Раствор для смывания наносят на поверхность радиатора и укутывают его пленкой для размягчения. Через некоторое время краска легко удалиться шпателем или дрелью, с надетой на нее металлической щеткой.
- После этого поверхность обрабатывают наждачной бумагой и обезжиривают уайт-спиритом.
- Далее поверхность обрабатывают антикоррозионной грунтовкой. Ее цель не только защитить от появления коррозии, но и повысить адгезию – сцепление краски с металлом. Для этого подходит грунтовка, имеющая алкидную основу.
Теперь поверхность готова, собственно, к нанесению краски – на такую поверхность она ляжет идеально.
В наше время промышленность предлагает специальные грунтовочные краски «два в одном» и «три в одном». Они содержат, как правило, грунтовку, цветные пигменты и преобразователь ржавчины. Такие грунтовочные краски наносятся на поверхность трубы или батареи без их подготовки по покраску.
Инструкция по самостоятельной окраске труб отопления
Пошаговая инструкция по подготовке и окраске труб и радиаторов отопления в картинках
Далее рассмотрим, как покрасить трубы отопления. Можно, конечно, пригласить для этих целей профессионального маляра, однако существенно дешевле, да и не сложно будет осуществить покраски своими руками.
Итак, как правильно красить трубы системы отопления:
- Приступая к работе, прежде всего, необходимо защитить пол от загрязнений. Для этого обычно используют ненужные газеты, бумагу, ткань, которые стелют непосредственно под трубами и батареями.
- Также перед процессом окрашивания потребуется выбрать кисти. Кисти обязательно должны быть небольшого размера с мягкой щетиной прямой и изогнутой формы.
- Краску начинают наносить сверху и движутся в направлении нижней части. Покрывают батарею и трубы краской со всех сторон, затем наносят второй слой красящего раствора. В этом случае у вас получится идеально ровно окрашенная поверхность. При двухслойной покраски необходимо дождаться, когда подсохнет первый слой, и только после этого наносить второй.
Окраску можно проводить также с помощью краскопульта и из баллончика. При окрашивании краскопультом батарею желательно снять, чтобы прокрасить тщательно все труднодоступные места. При использовании баллончика с термостойкой краской поверхность труб и радиатора окрашивается качественно и очень быстро. Дополнительную инструкцию о том, как красить поверхности баллончиком, можно отыскать на его упаковке. Обычно баллоном совершают зигзагообразные движения сверху вниз на расстоянии примерно 30 см от поверхности.
Работа с компанией «23 альпиниста»
Мы проводим утепление труб различного назначения: водопроводных, канализационных, труб отопления, дымовых труб заводов и котельных и т.п. Наши рабочие имеют стаж от 5 лет и проходят подготовку на учебных полигонах.
Для начала пригласите прораба на объект для оценки сложности и объемов работ. После он составит план работ и просчитает точную стоимость. Звоните по телефону 944-45-66 или оставьте онлайн заявку, и мы вам перезвоним.
Этапы покраски
Чтобы проведенное окрашивание было долговечным и выполняло все необходимые защитные функции, нужно строго соблюдать технологии подбора и нанесения материалов. Ни один из этапов работ не может быть пропущен. При проведении покраски металлоконструкций маляр обязательно должен учитывать назначение элемента и тип проводимой обработки. В каждом случае существуют свои особенности и нюансы.
Первичная окраска
Если конструкция новая и не имеет следов каких-либо повреждений, можно использовать композитные составы: грунтовка, трансформатор ржавчины, краска. Перед началом обработки обязательна зачистка поверхности от возможных загрязнений.
Вторичное окрашивание
Обработка поверхности начинается с зачистки поверхности от характерных вздутий в старом покрытии. Они возникают в результате образования влаги и развития под краской коррозии. Зачистка может проводиться как вручную с помощью специальных шкурок, так и с применением электрических машин со специальными насадками.
Далее требуется обработать поверхность преобразователем ржавчины. Без этого дальнейшая промышленная покраска металлоконструкций будет неэффективной. После этого можно приступать к грунтовке поверхности. На этом этапе может применяться краска, разведенная Уайт-спиритом, или сурик. От качества грунтовки зависит дальнейшая адгезия покрытия с металлом. После тщательного просыхания металла можно покрывать конструкцию эмалью, противопожарной краской, полимерными составами.
Наиболее трудоемким и продолжительным процессом является правильная подготовка поверхности. Сама окраска занимает намного меньше времени. Эта особенность и обуславливает разницу в цене между вторичной и первичной покраской.
Антикоррозийная обработка и маркировочное окрашивание
Для проведения этих работ используются особенные составы. Так, для антикоррозийной защиты грунтовка должна подбираться с включением в состав цинкового порошка. Маркировочное окрашивание дымоходных труб и других элементов должно проводиться с использованием полимерных материалов, стойких к воздействию высоких температур.
Подготовка
Выбор способа покраски и типа краски зависит от материала, из которого изготовлены трубы, а также от условий их эксплуатации. Например, коммуникации, находящиеся на открытом воздухе, стоит покрасить свинцовым суриком, благодаря которому на поверхности образуется маска из оксида железа и свинца. Эта маска способна защитить трубопроводы от разрушительного воздействия окружающей среды.
Для покраски трубопроводов обычно используют следующие средства:
- алкидная эмаль;
- водно-дисперсионная краска;
- акриловая эмаль;
- масляная краска.
Акриловая эмаль обладает устойчивостью к высоким температурам (до 1000 градусов). Она также устойчива к значительным перепадам температур. Преимуществами водно-дисперсионной краски являются быстрая скорость высыхания, высокое качество сцепления с поверхностью и экологическая безвредность. Трубы, покрашенные водно-дисперсионной краской, могут эксплуатироваться на протяжении многих лет. Подобная краска, в свою очередь, подразделяется на два вида: для холодной и горячей поверхности. То есть, покраска труб отопления потребует применения краски, предназначенной для горячей поверхности.
Акриловая эмаль обладает способностью сохранять цвет на протяжении довольно продолжительного срока (она устойчива к ультрафиолетовым лучам). Кроме того, эта краска делает поверхность глянцевой. Перед использованием этого вида краски поверхность нужно обработать грунтовкой. И, наконец, масляная краска подойдет для обработки практически всех видов труб. Однако, со временем, первоначальный цвет теряется.
Например, для покраски ржавой металлической трубы лучше всего использовать краски эмалевой группы. Уже через сутки покрашенная поверхность будет сухой. Такая краска защитит трубу от воздействия коррозии лет на 7. Для пластиковых труб оптимальным вариантом будет водоэмульсионная или масляная краска.
Для покраски нам понадобится следующее:
- кисть;
- краска;
- наждачная бумага;
- перчатки;
- тряпка;
- грунтовка;
- кюветка;
- лестница (при работе на высоте).
Перед тем, как приступать к покраске, желательно очистить поверхность труб от старой краски. После этого нужно тщательно зачистить поверхность наждачной бумагой. Ржавчины быть не должно. Все трещины и неровности нужно устранить с помощью шпаклевки. Перед тем, как красить пластиковые трубы, их нужно помыть теплой водой. После этого необходимо дать им время высохнуть.
Старую краску можно не удалять, если поверхность трубы не имеет дефектов: повреждений, выпуклостей, трещин. В противном же случае старый слой краски лучше убрать.
Теперь определяем, какое количество краски потребуется. Вот некоторые рекомендации по этому поводу:
- Для труднодоступных мест понадобится большее количество краски.
- Для первого слоя нужно больше краски, чем для второго.
- Для ровной поверхности потребуется меньше краски, чем для шершавой такой же площади.
Цели грунтования
Использование грунтовки перед окрашиванием имеет ряд преимуществ:
- Для обработки изделий из железа, как правило, применяются составы с антикоррозийным эффектом, способные не только максимально выровнять поверхность труб, обеспечив равномерное нанесение краски, но и защитить от появления ржавчины.
- Значительное увеличение прочности сцепления лакокрасочного покрытия с основой.
- Уменьшение строительных расходов, ведь при окрашивании стальных поверхностей после применения грунтовки намного меньше требуется эмали или лака.
- Способны компенсировать разницу тепловых коэффициентов внутри трубы и окружающей атмосферы, придавая дополнительную прочность покрытию.
к содержанию ↑
Использование рейлинга для маскировки
Нормативные документы запрещают вешать тяжёлые предметы на трубопровод, но этот элемент можно удачно замаскировать под вешалку для кухонных приборов. Рейлинг представляет собой изделие, на котором закрепляются крючки, полки и держатели.
Суть метода заключается в покраске трубы под цвет вешалки. Рейлинг может иметь медную или бронзовую поверхность, некоторые изделия изготавливают со специальным хромированным покрытием. Настоящую вешалку монтируют немного ниже газопровода. Все столовые приборы размещаются на рейлинге, а сама коммуникация будет смотреться как составляющая часть системы. Особенно это характерно для современного стиля интерьера.
Как покрасить трубы из оцинковки своими руками
Решив покрасить трубу из оцинковки своими руками, предварительно внимательно ознакомьтесь со всеми этапами процесса. Результат будет радовать долгие годы, при условии, что все требования по подготовке труб и выполнению окрашивания будут соблюдены.
Подготовка поверхности труб
Ранее специалисты рекомендовали выдерживать год контакта изделия с атмосферным воздействием и только потом окрашивать. Такое требование связано с естественным процессом окисления цинка и образованием так называемой «белой ржавчины». С появлением современных красящих составов необходимость в вылеживании трубы отпала.
Обычно готовые изделия из оцинкованной стали выходят с заводского конвейера в специальной защитной смазке. Этот слой защищает цинковое напыление от быстрого контакта с окружающей средой, но перед покраской, чтобы краска не облезла, необходимо удалить его любым щелочным раствором. Раствор необходимо тщательно смыть водой и дать изделию полностью высохнуть.
Процесс покраски
Перед покраской для улучшения адгезии цинкового слоя с краской рекомендуется обработать поверхность трубы специальным грунтовым составом. Некоторые мастера рекомендуют зачистить цинковый слой любым абразивом, например, наждачной бумагой. Но следует помнить, что таким образом изделие потеряет защитные свойства цинка.
Выбрав краску в соответствии с рекомендациями и будущими условиями эксплуатации трубы, после полного высыхания грунтовки нужно приступить к самой окраске. Удобнее всего наносить краскопультом, но также можно использовать кисточку или небольшой валик. После нанесения первого слоя дать краске высохнуть в течение времени, указанного производителем. Затем нанести второй слой и снова дать высохнуть. После чего оцинкованная труба готова к установке и применению.
Видео по окрашиванию
Для более наглядного представления о проведении окраски оцинкованных труб рекомендуется ознакомиться с видео по окрашиванию (в видео красится профнастил, но разницы в технологии никакой нет). В нем детально представлен процесс с пошаговой инструкцией, даны рекомендации, которые помогут выполнить работы максимально хорошо, рассмотрены типичные ошибки, допускаемые новичками.
В заключение хотелось бы отметить, что металлические трубы из оцинкованной стали за счет своей надежности и дешевизны популярны среди строителей частного сектора. Ознакомившись в статье, как выбрать краску и провести окрашивание трубы, Вы сможете продлить срок ее службы на долгие годы.
По ссылкам, приведенным ниже, Вы можете подписаться на обновления статей сайта, чтобы первыми узнавать новую информацию по данной тематике. Расскажите о нас друзьям в социальных сетях, поделившись с ними статьей. Благодарим за уделенное внимание!