Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости
Устройство вентиля на газовом баллоне и способы его замены в случае необходимости
Баллоны являются универсальным оборудованием для хранения и транспортировки газообразных веществ в бытовых и промышленных целях. Запорная арматура в них не вечна, поэтому со временем требуется замена вентиля на газовом баллоне. Произвести ее можно самостоятельно с соблюдением ряда правил техники безопасности.
Мы расскажем, как грамотно подобрать вентиль для оснащения газового баллона. Для самостоятельных мастеров мы приводим подробную инструкцию по смене изношенного приспособления. У нас вы узнаете, какие меры безопасности требуется соблюдать при установке запорного устройства на резервуар с газом.
Кислородные баллоны
Для газовой сварки и резки кислород доставляют в стальных кислородных баллонах типа 150 и 150 Л. Кислородный баллон представляет собой стальной цельнотянутый цилиндрический сосуд 3, имеющий выпуклое днище 1, на которое напрессовывается башмак 2; вверху баллон заканчивается горловиной 4. В горловине имеется конусное отверстие, куда ввертывается запорный вентиль 5. На горловину для защиты вентиля навертывается предохранительный колпак 6.
Наибольшее распространение при газовой сварке и резке получили баллоны вместимостью 40 дм 3 . Эти баллоны имеют размеры: наружный диаметр — 219 мм, толщина стенки — 7 мм, высота — 1390 мм. Масса баллона без газа 67 кг. Они рассчитаны на рабочее давление 15 МПа, а испытательное — 22,5 МПа.
Чтобы определить количество кислорода, находящегося в баллоне, нужно вместимость баллона (дм 3 ) умножить на давление (МПа). Например, если вместимость баллона 40 дм 3 (0,04 м 3 ), давлением 15 МПа, то количество кислорода в баллоне равно 0,04х15=6 м 3 .
Рисунок 1 — Кислородный баллон
На сварочном посту кислородный баллон устанавливают в вертикальном положении и закрепляют цепью или хомутом. Для подготовки кислородного баллона к работе отвертывают колпак и заглушку штуцера, осматривают вентиль, чтобы установить, нет ли на нем жира или масла, осторожно открывают вентиль баллона и продувают его штуцер, после чего перекрывают вентиль, осматривают накидную гайку редуктора, присоединяют редуктор к вентилю баллона, устанавливают рабочее давление кислорода регулировочным винтом редуктора. При окончании отбора газа из баллона необходимо следить, чтобы остаточное давление в нем было не меньше 0,05-0,1 МПа.
При обращении с кислородными баллонами необходимо строго соблюдать правила эксплуатации и техники безопасности, что обусловлено высокой химической активностью кислорода и высоким давлением. При транспортировке баллонов к месту сварки необходимо твердо помнить, что запрещается перевозить кислородные баллоны вместе о баллонами горючих газов. При замерзании вентиля кислородного баллона отогревать его надо ветошью, смоченной в горячей воде.
Причинами взрыва кислородных баллонов могут быть попадания на вентиль жира или масла, падения или удары баллонов, появление искры при слишком большом отборе газа (электризуется горловина баллона) нагрев баллона каким-либо источником тепла, в результате чего давление газа в баллоне станет выше допустимого.
Таблица 1 — Типы баллонов для сжиженных газов
Тип баллона | Давление, МПа | Предел прочности, МН/м 2 | Относительное удлинение, % | ||
условное | гидравлическое | пневматическое | |||
100 | 10 | 15,0 | 10 | 650 | 15 |
150 | 15 | 22,5 | 15 | 650 | 15 |
200 | 20 | 30,0 | 20 | 650 | 15 |
150Л | 15 | 22,5 | 15 | 900 | 10 |
200Л | 20 | 30,0 | 20 | 900 | 10 |
Использование вентилей
Различные вентили баллонные используют для разных составов наполнителя баллонов. Вентили для ацетилена изготавливают из стали, рабочее давление для них не должно превышать 25 кгс/см 2 .
В хвосте вентиля, который вкручивается в баллон, помещен войлочный фильтр и стальные сетки 1.4 мм. Они служат для фильтрации частиц пористой массы. Клапан не имеет маховика, так как он мешает надевать присоединительный хомут с винтом натяжения. Открывать и закрывать баллон можно с помощью специального ключа, который надевается на квадрат шпинделя. В корпусе вентиля, на так называемом «седле», расположен уплотнитель, он служит для открывания и закрывания выхода ацетилена.
Схема построения вентиля и газового баллона.Вентиль кислородного баллона изготавливается из латуни, так как именно она не горит в кислороде.
Кожаные сальниковые кольца позволяют достичь уплотнения между шпинделем и корпусом, кольца опираются на металлическое кольцо и сжимаются сальниковой гайкой через шайбу. Больших усилий при закрытии баллона не требуется, так как уплотнитель сделан из эбонита.
Устройство вентиля для пропановых баллонов в своей конструкции имеет стальной корпус и отличается запорным клапаном. В нем используется мембрана из пружинной стали или уплотнитель из не металла, но уплотняется вся шпиндельная система специальным ниппелем – резиновым «чулком».
Вентиль кислородного баллона изготавливается из латуни, так как именно она не горит в кислороде. Устройство вентиля кислородного баллона состоит из корпуса со штуцером, который имеет правую резьбу. К штуцеру накидной гайкой присоединяется кислородный редуктор. В самом корпусе находится клапан с уплотнителем, на верхнюю часть корпуса накручивается накидная гайка, прижимая прокладку. Маховик надевается на выступающий конец шпинделя, закрепляется при этом пружиной. Устройство вентиля снабжают заглушкой.
Вентиль кислородный идет в комплекте с баллоном, установка должна производиться с уплотнителем. Его герметичность в зоне прохождения шпинделя обеспечивает сальник и фибровая прокладка. В последнее время, во избежание загорания фибры, прокладки заменяют на капроновые.
Баллоны для пропана
Автомобильные баллоны для сжиженного углеводородного газа (пропан – бутана) рассчитаны на рабочее давление 16 атмосфер. В соответствии с правилами R 67.01 рабочее давление баллона 25 атмосфер. Соответственно данные баллоны намного легче и дешевле баллонов для КПГ. Различаются баллоны размером, формой и объемом.
Цилиндрический баллон
Самый распространенный тип газовых баллонов. Различный диаметр и длина позволяет подобрать баллон к любому автомобилю. В зависимости от габаритов баллона объем может быть как 40-литров, так и 200-литров.
Баллон цилиндрический «Брянск», 130 л, 400х1172 мм
Тороидальный баллон
Данный тип баллонов позволяет «сохранить» полезный объем багажного отделения. Тороидальные баллоны устанавливаются в нишу запасного колеса, в багажном отделении автомобиля или снаружи на место запасного колеса. В зависимости от места установки тороидальные баллоны оснащаются внешней или внутренней горловинами. Различная высота и диаметр позволяет подобрать баллон к любому автомобилю.
Баллон тороидальный «Брянск», 50 л, 650х200мм, пропан
Спарка
Спаренные баллоны это два баллона соединенных между собой. Наиболее часто ставятся на цельнометаллические ГАЗели.
Баллон 87 л «Спарка», пропан
На все виды и типы баллонов устанавливается запорная арматура: мультиклапан (для пропана) или запорный вентиль (для метана), которая выполняет функции обеспечения безопасности. С помощью креплений баллон крепится на автомобиль.
Заполнение баллона сжиженным газом производится только на 80% полного объёма с автоматической отсечкой мультиклапаном. Это предохраняет от повышения давления при расширении жидкой фазы газа при нагревании вследствие его большого коэффициента объёмного расширения. Заполнение баллона более чем на 80% категорически запрещено.