Шиберная клиновая и ножевая задвижка
Шиберная клиновая и ножевая задвижка
Шиберная задвижка является очень надежным видом запорной арматуры, который имеет характерные особенности исполнения запорного элемента. Затвор в данных задвижках чаще всего имеет название «нож», «шибер» или «диск».
Шиберные задвижки с запорным элементом, выполненным в виде металлической пластины небольшой толщины, широко применяются в вакуумной технике.
В шиберной задвижке применяется металлическая пластина или металлический клин, который способен разрезать различные включения в жидкости, протекающей внутри ее тела. Из этого и вытекает назначение этого вида запорной арматуры: перекрытие потока рабочей среды, которая имеет повышенную вязкость, способность кристаллизоваться и характеризуется наличием твердых и абразивных частиц, которые своей большей частью, являются активными химическими веществами.
DN: 300-600
PN: 25
корпус: сталь
температура: от -40 до +425
присоединение: фланцевое
управление: электропривод
Задвижки фланцевые, пожалуй, самый известный вид запорной арматуры для систем водоснабжения и водоотведения. Клиновые задвижки используются практических на всех трубопроводах, самых разных диаметров и давлений, транспортирующих воду, газ, нефтепродукты и прочие жидкости, в зависимости от характеристик уплотнения и материала задвижки. Реже они применяются для абразивных сред, где лучшим решением будет шиберная задвижка, которую так же называют ножевая задвижка.
Одним из преимуществ задвижек является то что они полнопроходные и имеют низкое гидравлическое сопротивление, но в тоже время использовать ее можно только как запорную арматуру, то есть рекомендуемое рабочее положение только «открыто» и «закрыто», однако оставить клин задвижки в среднем положении технически возможно. Большие диаметры задвижек, ввиду необходимости большего крутящего момента, комплектуются приводом: редуктор, электропривод, пневмопривод.
Наша компания готова предложить Вам задвижки клиновые и шиберные (ножевые) как со штурвалом, так и с редуктором или электроприводом.
ООО «ЭЛТЕХ»
Трубопроводная запорная
регулирующая арматура
Телефоны:
+7 (812) 640-00-30
192289 г. Санкт-Петербург, ул Софийская, дом 76
Материал корпуса и виды привода
Чаще всего запорная арматура такого типа изготовлена из стали, в том числе и нержавеющей, или из чугуна.
Выбирая определенную модификацию, помните — задвижка шиберная чугунная более чувствительна к условиям применения.
Если предполагается эксплуатация в условиях отрицательных температур, лучше выбрать стальное изделие. Кроме того, чугун плохо переносит ударные нагрузки, разбить корпус такой задвижки можно простым ударом.
Как и другая запорная арматура, шиберные устройства могут приводиться в действие различными способами:
- Ручной привод, при помощи штурвала или рычага
- Пневматический (например, задвижка AVK шиберная)
- Гидравлический
- Электрический
На трубопроводы такая запорная арматура может монтироваться различными способами, так на магистралях для перекачки нефти, стоков, шлама чаще всего устанавливается задвижка шиберная фланцевая. Такая модель отличается простотой установки и демонтажа благодаря болтовым разъемным соединениям.
Особенности конструкции различных типов задвижек
Все шиберные задвижки можно разделить по конструкции рабочего запорного элемента и направлению действия. В зависимости от требований к герметизации при прерывании потока, могут устанавливаться задвижки с одним или двумя шиберами (ножами).
- Одноножевая шиберная задвижка отличается большей жесткостью, она может применяться в трубопроводах, работающих под большим давлением. Ее конструкция достаточно проста. Перемещение шибера обеспечивается вращением шибера (штока), кстати, так же как и у клиновых задвижек, шток может быть выдвижным и невыдвижным, например шиберная задвижка tecofi. Кинетическая пара шток-ходовая гайка обычно вынесена за пределы корпуса задвижки, это обеспечивает большую герметичность устройства и предотвращает контакт уплотнительных сальников с рабочей средой.
- Двуножевые задвижки обеспечивает более надежную герметизацию трубопровода, стоимость такого устройства значительно выше, поэтому применяются они в редких случаях, так как многие шиберные задвижки обеспечивают не меньшую надежность перекрытия. Нередко задвижка шиберная с электроприводом применяется в автоматизированных системах управления на нефтяных магистральных трубопроводах.
По направлению действия шиберные задвижки делятся на одно- и двухсторонние
- Односторонние задвижки могут применяться на трубопроводах для транспортировки большинства жидкостей, в том числе и агрессивных, взвешенных смесей, некоторых видов сыпучих материалов. Устанавливается такая задвижка для канализации, водопровода, на других бытовых коммуникациях.
- Двухсторонние задвижки применяются на магистралях, по которым транспортируется такая среда, изменение направления движения которой может привести к недостаточно полному перекрытию сечения стандартными задвижками. Такие устройства можно увидеть на предприятиях химической и пищевой промышленности.
Преимущества шиберных задвижек
Помимо того, что шиберные задвижки обеспечивает надежное прерывание потока, они обладают еще целым рядом преимуществ:
- Высокая скорость управления потоком, в отличие от клиновых задвижек они перекрывают сечение трубопровода быстрее.
- Способность ножа прорезать поток любой консистенции.
- Высокая ремонтопригодность — легко поддаются восстановлению.
- Габаритные размеры шиберных изделий меньше чем у других типов запорной арматуры.
- Устройства такого типа могут применяться на магистралях, на которых установка другой арматуры невозможна, например, шиберная задвижка для вентиляции.
Шибер (нож)
Шибер задвижки может иметь вид плиты, изготовленной из толстого проката, с параллельными уплотнительными поверхностями. В плите сверлится отверстие, диаметр которого равен диаметру расположенных напротив патрубков, ─ это т. н. шибер с проходным отверстием. Когда отверстие располагается ровно против патрубков, шиберная задвижка полностью открыта, а когда оно «уходит», ─ задвижка закрывается.
Шибер может иметь острую кромку, делающую его похожим на гильотину или нож. Следствием сходства шибера с ножом является название ─ «задвижка шиберная ножевая», а с гильотиной ─ «задвижка гильотинного типа».
Наличие скошенного полированного края позволяет шиберу, словно нож в масло, проникать в рабочую среду, обеспечивая быстрое перекрытие потока даже самых вязких, содержащих огромное количество механических включений, материалов.
Для ножей (шиберов) и шпинделей (штоков), как правило, используют нержавеющую сталь.
Нож полируют, гладкая поверхность обеспечивает свободное скольжение в местах контакта с уплотнительными материалами и позволяет избежать разного рода торможений и заклиниваний, что особенно актуально, когда рабочая среда содержит множество механических включений.
Клиновая шиберная задвижка
Плоский затвор такой шиберной задвижки имеет клиновидный профиль. Уплотнительные поверхности сёдел затвора параллельны, но у сёдел они расположены к направлению движения затвора под некоторым углом.
Достоинства
Клин шиберных задвижек выполняется упругим и цельным. При закрытии затвора обеспечится максимальная герметизация прохода. Прижатый усилием шпинделя затвор упруго деформируется, что способствует высокой плотности прилегания к сёдлам поверхностей клина. Клиновая шиберная задвижка востребована в случаях, когда требуется очень высокая степень герметичности перекрытия канала.
Недостатки
Шиберная задвижка клиновой формы имеет и существенные минусы:
- Недолговечность уплотнителей.
- Необходимость притирки клина к сёдлам в индивидуальном порядке. При износе одного из этих элементов шиберной задвижки нужно менять всю пару. А это усложняет ремонт.
Закрытый клин часто заедает. Причиной этого являются механический износ, коррозия, тепловая деформация.
Конструкция шиберной задвижки. Разновидности
Основное отличие задвижки шиберной от иных видов запорной арматуры заключается в её способности герметично перекрыть трубопровод независимо от структуры материала. Роль запорного элемента в данном устройстве играет плоский либо клинообразный нож, Двигаясь перпендикулярно потоку, этот аксессуар шибер задвижки разрезает его и в конечном итоге сечение перекрывается. Подразделять на виды данную арматуру принято именно по форме запорного элемента. В соответствии с этим критерием бывает задвижка шиберная ножевая и клинообразная.
Устройство клинового типа. Клиновая шиберная заслонка способна работать при повышенном давлении рабочей среды, благодаря чему она устанавливается, когда необходимо наиболее надёжно перекрыть поток. В соответствии с названием её запорный элемент имеет форму клина. Такая же форма характерна и сёдлам с уплотнителями. Чаще всего это устройство применяется в качестве шиберной задвижки для канализации.
Запорный клин перемещается перпендикулярно направлению движения рабочей среды под воздействием усилия, которое создаётся при вращении шпинделя. Максимальная герметизация обеспечивается тем, что при полном закрытии просвета клин от приложенного усилия деформируется в пределах присущей материалу упругости.
Из недостатков устройства шиберной задвижки клинового типа эксперты выделяют:
- при интенсивной эксплуатации данного устройства уплотнения выходят из строя довольно часто;
- необходимость проведения трудоёмкой процедуры подгонки седла и клина в такой шиберной задвижке;
Клиновая задвижка имеет с своей конструкции клин, который и перекрывает поток рабочей среды
- если поверхность клина повредится (глубокие царапины, задиры, коррозия), герметизация будет нарушена. Кроме того, подобные повреждения способны вызвать заклинивание механизма;
- при транспортировке рабочей среды с высокой температурой клин этой шиберной задвижки расширяется. Данный фактор приводит к невозможности регулировки потока, из-за чего могут возникнуть аварийные ситуации.
Задвижка шиберная ножевая. Запорный элемент такой арматуры характеризуется относительно небольшой толщиной и работает, как обыкновенный нож.
На заметку! Именно по этой причине сфера применения шиберных ножевых задвижек практически ничем не ограничена, их можно увидеть на трубопроводах любого назначения.
Ими оснащаются магистрали:
- горной промышленности;
- целлюлозно-бумажных комбинатов;
- нефтеперерабатывающей промышленности;
- систем канализации и вентиляции.
Особо следует отметить, что шиберный кран ножевой может использоваться даже на ветках, работающих при разрежении. В данном случае речь идёт о вакуумной технике.
Возможности применения
Шиберная ножевая задвижка может использоваться для решения задач различных сфер. Среди них:
- целлюлозно-бумажное производство;
- системы транспортировки и очистки стоков;
- химическая и пищевая промышленность;
- изготовление цемента и других строительных смесей;
- нефтеперерабатывающая и газодобывающая отрасли;
- водоподготовка и водоснабжение.
Шиберные задвижки являются важным звеном установок для обработки сыпучих грузов. Они характеризуются эффективностью герметизации, высокой эксплуатационной надежностью и оптимальной для сыпучих материалов геометрией на входе.
Шиберные задвижки FS
Выпускаются как для порошкообразных материалов, так и для мелкого и крупнозернистого гранулята. Затвор всех шиберных задвижек оснащен регулируемым сальниковым уплотнением по периметру, которое обеспечивает надежную пыленепроницаемость изнутри. Поверхность затвора отшлифована для предотвращения налипания продукта.
Размеры:
до 1000 х 1000 мм
Специальное исполнение по заказу
Исполнение:
Корпус: рядовая сталь, покрытая лаком
Затвор: нержавеющая сталь 1.4301
Опция:
Исполнение из нержавеющей стали и специальных материалов
Термостойкое исполнение
Управление:
с помощью маховика или рукоятки
с помощью тягового цепного колеса
пневматическое
гидравлическое
с электродвигателем
Область применения:
Аварийная и рабочая задвижка
Заслонка дозатора
Дроссельный орган
Изготовление на заказ — наш профиль
- Возможна поставка задвижек любых размеров и с фланцами любой формы
- Пыленепроницаемое сальниковое уплотнение по периметру
- Модульная концепция привода
- Затвор из нержавеющей стали со шлифованной поверхностью
- Перемещение затвора на стальных стержнях или роликах из синтетического материала
- Высокая эксплуатационная надежность при нечастом использовании
В зависимости от области применения и частоты включения требуются различные приводные устройства.
Модульная концепция привода
шиберной задвижки позволяет гибкое применение на любых установках, в том числе во взрывоопасной зоне. При этом не имеет значения, приводится ли в действие задвижка изредка вручную или полностью автоматически в постоянном режиме.
- Рукоятка FSK
- Маховик FSH
- Тяговое цепное колесо FSR
- Пневмо- / гидроцилиндр FSP / FSY
- Электромоторный привод FSE
- Сигнализация положения с помощью бесконтактных переключателей или системы непрерывного измерения хода
- Сальниковое уплотнение по периметру предотвращает выход пыли
- Быстрое техническое обслуживание благодаря возможности регулировки снаружи без открытия корпуса
- Пыле- и газонепроницаемое исполнение
- Перемещение затвора на стальных стержнях предотвращает прогиб и перекос
- Оптимизированный для продукта участок загрузки
- Взрывобезопасное исполнение согласно ATEX 94/9/ЕС
- Газонепроницаемое исполнение до 100 мбар при использовании износостойкого надувного уплотнения
Достоинства и недостатки
Как любое устройство, шиберная задвижка имеет свои достоинства или недостатки. К преимуществам данного устройства можно отнести:
- простую до элементарности конструкцию;
- небольшое количество комплектующих;
- отсутствие воздействия вредной среды на сам кран, благодаря чему значительно продлевается срок службы как самого механизма, так и уплотнителей;
- малогабаритность в соотношении с самим трубопроводом;
- возможность использования для вязких веществ и веществ с твердыми вкраплениями;
- простота технического обслуживания и долгий срок службы;
- возможность применения для разных сфер, благодаря различным формам, размерам, модификациям с выдвижным, а также невыдвижным шпинделем;
- герметичность конструкции;
- бесшумность при процессе эксплуатации;
- наличие специальной системы очистки от ржавчины
- Возможность приведения в действие как ручным способом, так и электроприводом.
Однако есть и свои недостатки:
- не зависимо от того, каким способом, механическим, гидравлическим или электроприводом приводится в действие крутящийся момент, процесс открытия-закрытия задвижки занимает довольно много времени;
- дорогостоящий и довольно сложный ремонт в случае износа уплотнителей;
- невозможность применения в кристаллизующейся среде.
Шиберные ножевые задвижки хоть и не совершенное, однако наиболее популярное и оправдываемое устройство в своем классе.
Обзор шиберных задвижек (видео)
Способ установки
По способу монтажа задвижки на трубопровод это устройство делится на два вида: фланцевая и межфланцевая шиберная задвижка.
Межфланцевая задвижка представляет собой металлическую узкую пластину с пазами под шпиндель, самим шпинделем, а также подъемным или оборотным механизмом. Такая конструкция крепится в разрез трубы сварочным методом или-же прикручивается винтами к специальным муфтам на трубе.
Фланцевая задвижка на вид полностью напоминает обычный кран и соединяется с системой трубопровода с помощью резьбы или сварным методом.
По способу приведения механизма ограничения потока задвижки делятся на:
- ручной, когда поток жидкости, к примеру, в канализации, перекрывается шибером с помощью проворачивания крана вручную;
- электрический, когда механизм приводится в действие электроприводом;
- пневматический – на крутящийся момент воздействует сжатый воздух;
- гидравлический – заслонка опускается с помощью гидравлики.
Шиберные задвижки для труб больших диаметров
Ручной способ перекрытия потока хоть и требует значительных усилий, за то является наиболее надежным. Он не требует дополнительных ресурсов и не связан с посторонними факторами, как, к примеру, в случае с электроприводом, который зависит от электричества.
Шиберные вентили могут быть выдвижными и невыдвижными. К выдвижным относят механизмы, в которых шпиндель полностью выдвигается из трубы наружу для открытия потока. К невыдвижным относят конструкции с оборотным, а также шаровым механизмом.
Такие задвижки имеют самые разнообразные размеры, благодаря чему могут использоваться как для перекрытия газа к домашнему котлу, так и для контролирования потока центральной магистрали. Размер задвижки маркируется буквами «ДУ», к примеру: ДУ200 – задвижка, диаметром 20 см, ДУ400 – диаметр 40 см, ДУ500 – диаметр 50 см.